Докторам прописали край. Как проходит «незаметная» медицинская реформа на Кубани
«Невидимая рука» администрирования «В администрации Краснодара станет на одно подразделение меньше», – такими будничными словами журналисты описали грандиозный процесс по переводу всех муниципальных больниц и поликлиник на региональный уровень. Отказывается от муниципальной медицины не одна кубанская столица, а все муниципалитеты региона. Более того, того тема не раз поднималась депутатами в стенах ЗСК, но она так и не стала широко обсуждаемой – реформы как бы нет, но идет она полным ходом. Уже 31 декабря на уровне муниципалитета будет расформировано управление здравоохранения Краснодара и других муниципалитетов.А медучреждения перейдут в подчинение краевого Минздрава. «По распоряжению губернатора мы передаем полностью весь имущественный комплекс управления здравоохранения города в управление края. Все лечебно-профилактические учреждения с 2019 года будут находиться в структуре Минздрава региона. Надеемся, что для жителей такие изменения пройдут безболезненно. Поликлиники будут работать в том же режиме, только в качестве не муниципальных, а государственных учреждений города Краснодара. Наши жители должны получать качественные, квалифицированные, полноценные медицинские услуги. Мы будем все это четко отслеживать», – рассказала на сессии гордумы председатель комитета по социальной политике и охране здоровья городской думы Галина Ермакова. Стать проще В рамках реформы будут переподчинены 160 учреждений во всех муниципалитетах Кубани. Только в одном Краснодаре в систему муниципального здравоохранения входят 42 лечебно-профилактические медицинские организации. В их числе 34 учреждения амбулаторно-поликлинического профиля на 11,2 тыс. посещений в смену и 8 стационаров на 2,3 тыс. коек круглосуточного пребывания. «Передача всех лечебных учреждений с муниципального на региональный уровень – это решение губернатора, которое принято в рамках федерального тренда. Предстоит масштабная работа по изменению правовых форм», – рассказал ранее «ФедералПресс» депутат ЗСК, председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Николай Петропавловский. «Подготовка к этому ведется не первый год, – рассказывает известный краснодарский общественник, директор КРОО «Право на здоровье» и практикующий анестезиолог-реаниматолог Николай Чернышук. – Нынешняя фаза реформирования в России здравоохранения стартовала в 2012 году. Поликлиники и скорая помощь уже фактически начали переход на краевое подчинение. Процесс идет достаточно давно и, по имеющимся сведениям, должен быть завершен в 2019 году». По его словам, городские власти также планируют передать в краевое подчинение краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования. «Текущую реформу здравоохранения можно охарактеризовать одним словом – централизация. Государство прилагает усилия, чтобы сконцентрировать медпомощь в крупных медицинских центрах», – отмечает общественник. «Сверхзадача реформы – сделать финансирование медучреждений концентрированным, чтобы существовало только 2 уровня: федеральный и региональный. Это призвано повысить качество планирование и контроля, а также оптимизировать расходование бюджетных средств. Еще одна задача – оптимизация сети. Теперь центр управления здравоохранения будет находиться в ведение субъекта федерации и обладать всеми механизмами регулирования отрасли. Ограничение этим уровнем призвано повысить управляемость», – рассказывает профессор, заслуженный экономист Кубани, заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. Эксперт отметил, что не готов давать точный прогноз об изменении качества оказываемых медицинских услуг в новой системе. Но, по его мнению, оно может быть улучшено благодаря происходящим изменениям. А сточки зрения концентрации финансовых и управленческих ресурсов новая схема должал оказаться более работоспособной, чем ныне существующая. «Как бы то ни было, но на выходе мы получим сокращение звеньев управления. Кроме того, планирование и бюджетов, и материально-технического оснащения будет иметь единый центр, а не 48, как сейчас. А следствием оптимизации расходов и повышения управляемости станет оптимизация сети медучреждений. Это не обязательно будет прямое сокращение. Возможно, где-то усилиться мультифункциональность, где-то от нее уйдут в сторону офисов врачей общей практики. Практика покажет», – акцентирует Александр Полиди. «В рамках этой работы, имеет смысл провести также сокращение количества источников финансирования, с увеличением объема выделения денежных средств из оставшихся. Это позволит сократить разницу в финансировании здравоохранения в более финансово-успешных районах и в тех, кто живет на дотации», – считает Николай Чернышук. По словам директора КРОО «Право на здоровье», изменив порядок подчинения и регламентировав порядок финансирования, удастся поменять существующую разницу в качестве медицинской помощи в различных медчреждениях, которые до этого зависели от финансирования из разных бюджетов. Например, в одном районе может быть два компьютерных томографа и с десяток аппаратов УЗИ экспертного класса. Тогда как в другом – парочку стареньких УЗИ аппаратов, а про компьютерный томограф только слышали. «Конечно, это потребует колоссальной подготовительной работы, введения и анализа критериев финансирования, потребуются дополнительные расходы на анализ текущей ситуации, и разработки стратегии дальнейшего развития отрасли в каждом отдельном районе», – считает общественник и медик. Сложности перевода «Ведь за принятием любого федерального закона следуют изменения в огромном количестве субъектовых и муниципальных правовых актов, – делится Николай Петропавловский. – На ближайший парламентский год нас ждет масштабная работа по адаптации краевого законодательства, чтобы жители Кубани либо не пострадали вообще, либо понесли минимальные издержки». «Мои опасения связаны с удаленностью ряда медучереждений от краевого центра и специфичность проблематики на местах. Те крупные организации, которые уже сейчас имеют краевой статус и могут быть легко проконтролированы – окажутся в еще лучшем положении по сравнению с мелкими и средними медучреждениями, которых просто не видно с федеральных позиций, – рассуждает Александр Полиди. Впрочем, экономист считает, что в целом по региону уровень оказываемых услуг после реформирования может возрасти. По словам Николая Петропавловского, сложности изменений заключаются в том, что третье по численности в России население Краснодарского края в отличие от жителей многих других регионов не сконцентрировано в нескольких крупных населенных пунктах. Значительная часть людей проживает в сельской местности. В итоге законодателям региона предстоит выработать такие механизмы, чтобы жители кубанских станиц, хуторов и поселков не пострадали, а доступность медицинские услуги для них были бы по-прежнему доступны. По оценке Николая Чернышука, происходящее изменение существующей модели здравоохранения в крае уже сейчас вызывает ряд проблем. «На сегодняшний день возникли сложности, которые были предсказуемы. Например, от лечебного учреждения был получен отказ в закупке лекарственных препаратов со ссылкой на изменение источников финансирования. В ответе сообщается, что деньги на этот год закончились, мы вас включим в заявку на следующий 2019-й. Логика администрации лечебного учреждения – понятна, остается невыясненным, что делать онкопациенту, которому сейчас нужны лекарственные средства, ведь до следующегогода он может просто не дожить», – сетует медик и общественник. С переходным периодом связаны и трудности финансирования местных медучреждений со стороны муниципалитетов, добавляет эксперт. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен. Любые перемены всегда сопряжены с трудностями их реализации. По моему мнению, в указанном процессе есть как преимущества, так и недостатки. В целом выбранное направление может принести много позитивных изменений, главное, чтобы реализация не подвела», – резюмирует Николай Чернышук.