Мария Касси: “Если зритель думает, что я постоянно импровизирую, значит, моя цель достигнута”
В 2003 году вместе со своим супругом, известным шеф-поваром Фабио Пикки, Мария Касси исполняет главную мечту о собственном театре. И на Via dei Macci, в 20-ти минутах ходьбы от главной площади Флоренции, супруги открывают уникальное заведение — Teatro del Sale. Театр, в котором можно не только насладиться пищей духовной, но также и отдохнуть, почитать, вкусно и по-домашнему поужинать за длинным столом в компании приятелей и незнакомцев, и даже вздремнуть на мягком диване в отдельной комнате. Мария Касси и Фабио Пикки. Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Идея такого театра родилась у Фабио Пикки и Марии Касси в тот момент, когда они узнали историю здания. В 1370 году на месте нынешнего Teatro del Sale располагались продуктовые склады, в которых хранилась провизия монашек-францисканок. Поэтому идея соединить гастрономию и театр была абсолютно ожидаемой. 240 спектаклей в год. И каждый вечер за пару часов перед представлением открывается окошко кухни, и колоритный повар начинает шоу: - Синьоры! Буфет открыт! Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Ты можешь оказаться за одним столом в компании с незнакомыми людьми. Но за пару часов совместная трапеза вас так сближает, что после ужина вы усаживаетесь рядом и с нетерпением ожидаете появления абсолютной звезды и хозяйки этого театра - блистательной Марии Касси. Вы с самого начала четко понимали, что хотите быть мимом и иметь свой театр? Нет, конечно! По ранней молодости я уехала в Зальцбург учиться вокалу. Тем более я тогда была влюблена в моего тогдашнего первого мужа-композитора. Мы наивно думали, что я самая настоящая классическая сопрано. Но потом я вернулась в Италию. Я буквально сходила с ума от театра, и моей главной целью всегда был именно театр. Я приехала во Флоренцию и поступила учиться к знаменитому актеру и режиссеру Витторио Гассману, у которого здесь была своя школа. Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Но мне эта учеба не пошла. Во мне все буквально бунтовало против классического драматического театра, принципы которого в меня вкладывали с такой любовью. Мне интуитивно хотелось другого театра, понимаешь? Мне нужен был такой театр, где тело могло бы стать твоим главным инструментом. Помог случай. В 23 года я пошла на прослушивание “за компанию” к педагогу Алессандре Галанте Гарроне, ученице самого Жака Лекока, создателя Школы "Мим — Движение — Театр”, для которого тело актера могло передавать иллюзию создания любой вещи в мире. Я поняла, что попала туда, куда нужно. Много времени мы уделяли телу, мастерству клоуна, нам преподавали партнеры Лекока. Тот театр, который вы показываете зрителю, далек от позерства, от представления актрисы с выгодной стороны. Иногда складывается впечатление, что что вы намеренно уходите от понятия красоты, в том числе, и женской. Для меня само понимание “красота” пришло через понятие “трансформация”, когда через движения тела ты можешь рассказать обо всем, что происходит у тебя в душе, влюбить в себя как персонажа, в свой театр. Мне нужно, чтобы зритель после представления ушёл с желанием вернуться сюда опять. Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Именно поэтому в зале так много тех, кто приходит второй, третий, пятый раз? Да, еще это можно сравнить с кино, когда есть белая простыня и луч. И есть актер, который либо трогает тебя, вовлекает, рождая жизнь, либо ты чувствуешь пустоту. Сегодня в Instagram мы видим огромное количество аккаунтов актрис, которые тщательно выверяют контент, используют фотофильтры, только выгодные ракурсы и Photoshop. На таких страничках есть все, кроме одного-единственного, но самого главного - жизни! На сцене я могу быть кем угодно, птицей, деревом, молодой красавицей, вредной старухой, но я всегда остаюсь сама собой, не теряя собственного “Я”. Но ведь для актрисы понятие возраста всегда болезненно? Я отлично отдаю себе отчет, что я не та молодая девушка, какой была когда-то. У меня могут быть морщины, синяки под глазами, но это все я! Согласны ли вы с утверждением, что актер - это пустой сосуд, который должен быть наполнен режиссером? И да, и нет. Кстати, об этом, в том числе, и о свободе, много пишет Питер Брук в “Пустом пространстве”. Но для меня концепция сосуда не близка. Как правило, мой режиссер - это я сама и моя публика. На некоторых проектах, как например, в спектакле “Моя жизнь с мужчинами и другими животными” некоторые моменты мне ставил Питер Шнайдер, но в основном, я сама. Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Во время просмотра ваших спектаклей создаётся ощущение, что текст рождается буквально на ходу, вот в эту самую секунду, и каждое ваше движение - это импровизация. Это прекрасно, что у вас создается именно такое впечатление. Значит, моя цель достигнута. Но моя внутренняя актерская кухня намного сложнее. Около 90% моих спектаклей - фиксированный сценарий, остальные 10% - это импровизация, которая рождается в тот самый момент, когда я выхожу на сцену. Как рождаются ваши спектакли? Честно? Не знаю! Я понимаю, что это звучит более, чем странно, но по-другому и не скажешь. Сперва появляются какие-то фрагменты, я словно слышу, как в воздухе витают идеи и мысли, и потом в один поистине прекрасный момент эти идеи складываются, как множество разных пазлов, в единую прекрасную картину. Или например, я могу сидеть в кафе и просто пить кофе, а в этот момент и будет рождаться следующий спектакль. Фото: Фабрицио Рангоне (Fabrizio Rangone) Кто на самом деле Мария Касси - клоун, мим, драматическая актриса, певица, сценарист, режиссер? Да, наверно, все это вместе, но прежде всего, я актриса, которая через язык тела и физического действия, через смех, говорит со своим зрителем о важном, о нас с вами. Вы были в России? Никогда, но я с большим интересом слежу за всем, что происходит с вашей страной, люблю русскую культуру. Я провожу мастер-классы и играю спектакли во всему миру, поэтому надеюсь когда-нибудь встретиться с российским зрителем!