Мигель Торрес: «Наша миссия – помочь людям использовать свою репутацию»

Испанский стартап Traity строит мир на доверии, в котором репутация станет залогом при съеме жилья или, например, первоначальным взносом при оформлении ипотеки. Чтобы составить репутационный рейтинг пользователя, блокчейн-платформа анализирует его данные в социальных сетях, отзывы на различных ресурсах вроде Airbnb и списки друзей. Сейчас Traity внедряет свои продукты для страховой отрасли и рынка недвижимости. Арендодатели в Испании, США и Великобритании могут выбирать из профилей квартиросъемщиков, чья репутация проверена Traity, а арендаторы – снять жилье на выгодных для себя условиях. В интервью «Инвест-Форсайту» финансовый директор стартапа Мигель Анхель Торрес (Miguel Ángel Torres) рассказал, как в проекте измеряют репутацию и может ли она заменить паспорт. – Вы работали в Министерстве экономики, промышленности и конкурентоспособности Испании пять лет. Почему ушли? – Однажды я работал в компании PwC и получил там профессиональный опыт в области аудита и финансов. У меня была лицензия на подписание финансовых аудитов, выпущенных Министерством экономики. Но мне хотелось участвовать в новых технологических тенденциях, а Traity оказался очень интересным проектом, учитывая то место, которое он занимает в экосистеме insurtech (инновационные решения на рынке страхования – ред.) и финтех. – Конфиденциальности больше нет. Сегодня очень легко испортить репутацию. Нам приходится жить так, как будто наша мать, босс, тренер и враги наблюдают за нами. Очень важно обернуть повышение «прозрачности» современного мира в свою пользу. Какую роль может сыграть в этом Traity? – Репутация – важный ресурс, который у нас есть. Ее, к сожалению, не всегда легко доказать, измерить, импортировать и взять с собой, особенно в новых условиях. Это ограничивает нашу способность торговать, принимать и получать возможности в тех кругах, где мы еще не были. Кредитный рейтинг способен помочь некоторым людям, но он основан на предыдущем долге, а многие выходят за пределы этих рамок. Наши школьные оценки, отзывы на Airbnb, своевременная оплата ежемесячной арендной платы или рекомендации от друзей – часть репутации. В мире, основанном на доверии, у миллионов людей нет доступа к справедливым финансовым услугам и кредитным рейтингам. Поэтому мы должны быть в состоянии доказать свою репутацию другим, когда это важно для нас. Это именно та роль, которую хочет сыграть Traity. Наша миссия – помочь людям использовать и контролировать свою репутацию для имеющих для них значение вещей и обеспечить их участие в экономике, основанной на доверии. – Как работает Traity? Ваша сеть построена на блокчейне? Если нет, какие алгоритмы вы используете для проверки репутации пользователей? – Traity позволяет гражданам создавать онлайн и переносить свою репутационную информацию из разных источников данных. Наша оценка риска построена на машинном обучении и работает на блокчейне. Это означает, что третья сторона (банк, страховая компания, рынок электронной коммерции и пр.) может написать обзор на основе блокчейна через наши API-интерфейсы, а пользователи (как правило, клиенты третьих сторон) – извлечь выгоду из переноса своих баллов. Это создает циклы ответственности, в которых они получают вознаграждение за хорошее поведение при использовании разных сервисов. Это в интересах пользователей – внести вклад в собственную оценку риска. Сейчас у нас есть два продукта. Trustbond – проект B2C, мы собираем гонорары или премии от пользователей (арендаторов). Репутация Gateway – это продукт B2B. Мы предоставляем социальную оценку пользователей банковским и страховым отраслям – в основном для оценки рисков, получая небольшую комиссию за каждый запрос к нашему API. – Какие параметры используете для оценки репутации? Пользователи сами решают, какую информацию хотят раскрыть? – Мы измеряем репутацию на трех разных уровнях: 1) идентичность – проверяем, являетесь ли вы тем, кем говорите; 2) транзакции – отслеживаем вашу историю как пользователя конкретной услуги (обзоры и оценки, рекомендации, объем транзакций и пр.); 3) социальные контакты – мы анализируем ваши взаимодействия, сеть друзей, которые являются вашими фолловерами, ваше образование и пр. Пользователи могут выбирать, хотят ли они, чтобы их профиль был общедоступным (будет отображаться только соответствующая информация) или частным (дать доступ определенным людям, чтобы они видели ваш рейтинг репутации). Мы не сохраняем пароли с сайтов, которые пользователи собрали вместе, а также их одноразовые пароли. Мы храним только информацию анализа, а не всю информацию из разных сетей. Пользователи могут решить, что входит в их профиль репутации, а что нет. У них всегда есть полный контроль над своими данными. – Можете привести пример практического использования Traity? – Trustbond, например, помогает людям заменять арендный депозит доверием. Если вы являетесь арендатором, вместо того чтобы заплатить $2000 авансом арендодателю за депозит, Trustbond позаботится об этом за премию в размере около $250. Это дает арендатору гарантию поступления денег и защищает арендодателя с тем же объемом в $2000, который необходим для поручительства. Trustbond учитывает только социальные оценки Traity, чтобы дать вам право на участие. Если вы являетесь авторитетным членом Traity, можете получить Trustbond. Это пример того, как люди могут извлечь выгоду из своих данных. – На какой стадии находится проект сейчас? Сколько всего пользователей зарегистрировано на Traity? – Traity насчитывает более 4,5 млн зарегистрированных пользователей, но сейчас мы сосредоточены на создании продуктов, с помощью которых люди могут извлечь выгоду из своих данных. До конца года мы запустим Trustbond на рынке Великобритании. Мы рассматриваем другие европейские страны, а также планируем выйти в Латинскую Америку и Африку. Разрыв доверия между арендодателями и арендаторами – проблема во всем мире, и мы считаем, что можем решить ее более эффективно, чем существующие стандарты рынка недвижимости. Мы также запускаем наш блокчейн-проект «Сеть репутации». Инициатива направлена на создание инфраструктуры, которая объединит все другие новые альтернативные кредиты и оценки рисков. Пользователи могут доказать, что заслуживают доверия быстро и эффективно, обращаясь к наиболее релевантным данным и оценкам, контролируя свои личные данные и защищая их от нарушений конфиденциальности. – Какие значимые этапы в развитии компании вы бы отметили? – Мы перешли от концептуального к реальному. В течение первых лет разработки мы работали с предположением, что социальные онлайн-данные могут прогнозировать риск в контексте аренды недвижимости и финансовых услуг. Разумное предположение, но недоказанное. Теперь мы протестировали и доказали наши алгоритмы на более тысячи реальных клиентов и продуктах и можем опираться на их предсказательную силу. – Вы закрыли раунд в $700 тыс. с Horizons Ventures, Lanta, BDMI. Затем у вас была серия А в размере $4 млн с ActiveVP, Horizons Ventures, KRW Schindler, Lanta и BDMI. Сколько всего денег было вложено в проект? – Traity привлекла в общей сложности $4,7 млн в течение двух раундов – на посевном этапе и серии A. Нам очень повезло, что у нас сильный совет директоров. Они обладают широким опытом и оказывают высокий уровень консультативной поддержки. – Существуют другие проекты, развивающиеся в области репутации. Например, Ontology и Fantom. Они работают над платформами распределенного доверительного взаимодействия. Что вы думаете о конкурентах? Чем отличаетесь от них? – Сегодня репутация используется многими разными способами (кредитные баллы, арендная плата, история занятости и пр.). Наше решение уважает права человека, неприкосновенность частной жизни и право быть забытым. Другие действующие продукты и новые проекты сосредоточены на том, чтобы стать «рынками данных» или решениями вроде «большой брат», и это видение не очень хорошо соответствует нашей миссии. Мы считаем, люди должны сами распоряжаться своими репутационными данными и контролировать, что они разделяют и с кем. Что касается Ontology, они строят децентрализованную ID-структуру (KYC). Наше же внимание сосредоточено на репутационных данных, а они слоем выше идентификационной информации. – Сейчас процветает мошенничество. Насколько вероятно, что пользователь может взломать вашу систему и повысить свою репутацию? – Обычно мы спрашиваем по-другому: могут ли пользователи использовать наши алгоритмы с помощью поддельных учетных записей? Не могут. У нас есть много разных методов для обнаружения такого типа использования. Мы ищем консистентность среди всей информации на сетевом уровне. Пользователи могут легко подделать отдельные учетные записи, но им гораздо сложнее подделать сеть учетных записей – то, на что мы смотрим в первую очередь. Мы также применяем стандартные средства контроля безопасности для блокировки любых несанкционированных доступов к нашим системам не только, чтобы пресечь подделку данных и повышение их финальной оценки, но и чтобы не допустить попадания личной информации в чужие руки. Конфиденциальность и безопасность – наша первоочередная задача. Достичь их можно только путем создания культуры безопасности в рамках всей организации. – В будущем Traity сможет заменить паспорт? – Почему бы и нет? Сегодня нам все еще нужен физический документ для доказательства личности, это не имеет никакого смысла. Технология для облачных виртуальных паспортов уже существует. В конце концов, это всего лишь политический вопрос – необходимо создать ресурсы для согласования и координации решения проблем безопасности и конфиденциальности. Traity пытается взглянуть чуть дальше (это касается не только вопроса вашей идентификации). Если можно будет путешествовать по миру без физического документа, значит, можно взять с собой цифровую репутацию в любое место, где нужно доказать свое поведение. – У вас есть какие-либо ожидания от мобильных технологий, которые разработчики еще не реализовали? – Мы представляем мир, в котором финансовые услуги разблокируются для тысяч небанковских или малобанковских операций в развивающихся странах. Финансовые услуги дадут людям возможности, которые многие из нас считают само собой разумеющимися. Ключевую роль в реализации этого видения играют мобильные технологии, и помимо них все еще есть много других возможностей, которые стоит использовать при создании этой ценности. Беседовала Ольга Гриневич Фото предоставлены Traity

Мигель Торрес: «Наша миссия – помочь людям использовать свою репутацию»
© Инвест-Форсайт