Ноты над водой. Известный приморский маэстро отметил двойной юбилей
Авторским концертом композитора, заслуженного деятеля искусств России, Александра Гончаренко закрылся фестиваль культуры стран АТР на филармонической сцене. Так совпало, что музыкант, песни которого распевала молодёжь времен оттепели, 70-80-х годов, ровесник Приморского края. Последние 20 лет композитор живёт в Санкт-Петербурге, и каждый его приезд во Владивосток оборачивается заметным культурным событием. Он не только сочинитель, но и дирижёр, работающий в сложном, синтетическом эстрадно-симфоническом стиле. Приморью посвящено более 700 произведений. О том, какое место занимает край в его душе и творчестве Александр Гончаренко рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Приморью». С джазом наперекор - Александр Терентьевич, как вам понравилась идея совместить два юбилея - ваш и края? - Я очень удивился, узнав о совпадении. Всю жизнь сосредоточен на сочинении произведений, и редко смотрю на календари. Благодаря увлечённости могу позволить жить за счёт музыки. - Как вам удалось остаться на плаву? - Было сложно. Когда 20 лет назад сорвался с места и уехал в Петербург, композиторское сообщество северной столицы встретило меня холодно, назвав пришельцем. Мол, подумаешь, некто с периферии явился. Говорили так, пока не слушали моей музыки. После концерта 2008 года «Песни Тихого океана» меня начали уважать. Кто-то произнёс «композитор от бога», «выдающийся». Приняли меня в Союз композиторов по-настоящему. - Официальное вступление в организацию произошло намного раньше? - Прошло лет 35, а, может быть, больше. На том этапе меня, поддержали такие маститые композиторы, как Андрей Петров, Юрий Саульский. Близко общался с Таривердиевым, Хренниковым, Эшпаем. В 80-е годы держал ответ перед специальной комиссией, которая решала: принять меня в союз или нет. Во главе был великий Родион Щедрин. Мэтры прослушали моё сочинение - концерт для фортепиано с оркестром. Было уникальное обсуждение, которое запомнилось на всю жизнь. - Вы перебрались в Приморье из Украины уже взрослым человеком. Как это произошло? - После окончания музыкального училища в Ворошиловграде, я работал в городской филармонии, создав собственный джазовый коллектив. Призвали на службу в Вооруженные силы в Хабаровск, где я познакомился с удивительным музыкантом, композитором Владимиром Румянцевым, тогда он руководил Ансамблем песни и пляски Дальневосточного округа. Меня отлично приняли, посадив на место первого баяна в оркестре. После службы была работа в Благовещенске, где с нуля вместе со Львом Фельдманом организовывали филармонию, джаз-оркестр «Амур», с которым объездил полстраны. Во Владивосток приехал в 70-е годы, поступил в Дальневосточный институт искусств. Это было неповторимое время творческого подъёма! Здесь обрел друзей, которым посвящал свои сочинения. Леонид Вайман, Андрей Присяжнюк, Геннадий Низовский, Вячеслав Семененко, Лариса Шалина, Сергей Арбуз и многие другие. Я привязался к Приморью, полюбив не только природу, но и людей - за доброту, душевность, открытость. - Мои родители вспоминали, как ваши ансамбли «Волна» и «Чайка» во Владивостоке аншлаги на стадионах в и клубах собирали? - Джаз оркестр «Волна» был основан на базе рыбаков, а «Чайка» - Тихоокеанского флота. Без преувеличения, коллективы прославили меня на всю страну. Побывали на гастролях в Москве, Ленинграде, Прибалтике, Узбекистане. Недавно один из бывших музыкантов принёс мне редкие снимки и видео - выступление «Волны» на «Новогоднем огоньке» в 1969 году. Я дирижирую оркестром, а Муслим Магомаев аккомпанирует на фортепиано. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Николай Амелько, был меломаном, исключительным человеком. Делал многое для развития музыки на флоте. Нынешней власти бы у него поучиться. В 1967 году наш ансамбль победил во Всероссийском смотре художественной самодеятельности. Именно тогда я написал «Балладу о Тихом океане», которая стала гимном Тихоокеанского флота. - В СССР официально джаз не очень-то жаловали. Как удалось пробиться? - Я не мог без джаза, бывало, творил наперекор. Действительно, тогда джазист, эстрадник считался второсортным композитором, шансов получить официальное признание было мало. Мне помог Юрий Саульский, колоссальный композитор эстрадного направления. И я верил в джаз. Потом я перешёл на эстрадно-симфоническое направление в сочинительстве, искал пути, и, как говорят коллеги, кое-что нашёл. О шаманах, революции и флоте - К 80-летию края во Владивостоке прошло несколько концертов. Как готовились, подбирали программу? - Для меня было важно, чтобы прозвучал концерт для баяна и симфонического оркестра, посвящённый Приморью. Хотелось исполнить произведения, связанные с коренными народами. Во времена студенчества я объездил север края, записывая этническую музыку таёжных жителей на бобинный магнитофон. Так родились сочинения для симфонического оркестра «Шаман», «Когда поют бубны», «Нанайские игры» и другие. Этнос плюс джаз и классика - невероятно интересно. Музыка получилась понятной, доступной людям. - Звучали и лирические произведения? - Всего на тему Приморья сочинил десятки песен. Их исполнили мои ученицы - Александра Шин, Марина Руджаева, солисты Дмитрий Сабитов, Елена Брыкина. Елена спела песню «Ожидание», посвящённую морякам Тихоокеанского флота. Сочинил её 55 лет назад, и очень рад, что народ вспомнил хит прошлых лет. «Ожидание» сначала запретили. Автор стихов Павел Леонидов вдруг подался в эмиграцию, в Америку, в диссиденты. Автоматически и меня, как человека «червивого», занесли в чёрные списки Министерства культуры СССР. Невинная песенка о любви пролежала на полке восемь лет. Особенно ценно, что на концертах выступили старейшие коллективы. Один из них - ансамбль под управлением Сергея Стрельникова исполнил песню «Здравствуй родное Приморье». Приятно, что помнят, ведь этому произведению 55 лет. - Вдохновляла вас революционная история Владивостока? - В моём репертуаре есть баллада «Сергей Лазо» - произведение сложное, оно давно не исполнялось. На одном из концертов я встретился с внучкой революционера, Адой Лазо, она написала мне на партитуре трогательные слова благодарности. - Специально что-то сочинили для юбилейного концерта? - Новейшее произведение - «Песня о Владивостоке» для хора и баритона. Мои друзья говорят, что она больше похожа на балладу. - Какие сочинения считаете главными? - Трудно ответить на этот вопрос, ведь только о Приморье музыковеды насчитали 700 произведений. К юбилею выпущено два нотных сборника «Песни Тихого океана» и «Нет России без Владивостока». А на днях, на квартире у профессора Леонида Ваймана, где я остановился, родилась инструментальная пьеса «Тебе играю о любви» для скрипки и фортепиано. Творчество - процесс непрерывный. - Несмотря на то, что живёте в Петербурге, считаете себя приморским человеком? - Конечно, я, прежде всего, дальневосточный и приморский композитор. Здесь бОльшая часть жизни прошла, здесь служил, учился, 50 лет прожил. В крае нет такого района, где бы ни был с гастролями. Артём, Уссурийск, Находка, Дальнегорск - везде меня знают. - Вам дороги ваши звания, награды? - Ношу звание заслуженного деятеля искусств, и не знаю, зачем оно мне? А вот лауреатство даётся огромным трудом. Конкурсов в жизни было много - джазовых, советских, зарубежных. И всё-таки более ценно отношение ко мне людей, их внимание, уважение. На 80-летие в филармонии мне подарили именную кружку и рубашку с моими портретами. Из кружки буду чай пить, а рубашку на концерт примерил. Внимание приятно, тем более в Приморской филармонии прослужил 20 лет. Сегодня здание преобразилось, в симфонический оркестр пришло много молодых талантливых музыкантов. Вижу и своих учеников. Хочется, чтобы у молодых было будущее. Старшее поколение уходит, а кто придёт нам на смену? Когда иду по питерскому метро, и там за копейки играют музыканты высокого уровня, становится обидно. Нужно повернуться лицом к талантам. Без культуры и искусства не будет великой России. Просто сказать мало, нужно верить и что-то делать. ДОСЬЕ Александр Терентьевич Гончаренко родился 19 января 1938 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза композиторов РФ и Союза композиторов Санкт-Петербурга. Окончил Дальневосточный институт искусств, дирижер хора. Лауреат советских, российских и международных конкурсов. Среди наиболее значительных сочинений последних лет - концерт для кларнета с оркестром, пьеса для симфонического оркестра «Уссурийская тайга», симфоническая картина «Шторм», пьеса для симфонического оркестра «Шаман».