МОСКВА, 22 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова. S7 предупредила о риске прекращения работы российских авиакомпаний в связи с планами Минтранса перенести в Россию серверы для бронирования, продажи билетов и регистрации на рейс, пишет в понедельник газета "Ведомости". На данный момент три самых крупных отечественных авиаперевозчика сотрудничают с иностранными провайдерами, в то время как остальные — взаимодействуют с отечественной "Сирена-трэвел". Отечественная система не способна обеспечить работу "Аэрофлота" и S7 в глобальных авиационных альянсах, отметили в S7. Существует также риск исчезновения возможности взаимодействовать с партнерами по One World, иностранные авиакомпании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7, что чревато для компании потерей не менее 5 миллиардов рублей выручки. Ранее Минтранс РФ разработал требования к новой российской системе онлайн-оформления воздушных перевозок и предложил утвердить их с 1 января 2020 года. Контроль за обработкой персональных данных в рамках данной системы, согласно документу, должен осуществлять Роскомнадзор. И хотя российские авиагиганты зависимы от иностранных ресурсов, перенос серверов для бронирования, продажи билетов и регистрации на рейс в Россию точно не остановит их деятельность, уверены опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Тем не менее, это может стоить перевозчикам значительных средств, которые они не хотят платить. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЕСУРСА И ПРЕПЯТСТВИЯ Остановки операционной деятельности никто не допустит, убежден начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. "Просто компании не хотят платить сотни миллионов рублей за перенос сервисов", — объясняет он. По его словам, вероятнее всего, перевозчики надеются на какой-то компромисс, например, компания с госучастием возьмет на себя капитальные затраты на строительство дата-центров, а остальные будут вносить сервисную плату. В случае реализации такого проекта, расходы авиакомпаний могут составить ориентировочно порядка 10 рублей на проданный билет. Возможный перенос в Россию серверов для бронирования и продажи авиабилетов может навредить как пассажирам, так и авиакомпаниям, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "Пока непонятно, какая конечная цель. Данные, хранящиеся на территории РФ, все равно будут передаваться в глобальный центр дистрибуции. А если не будут — то как мы сможем летать за рубеж? Иностранцам, которые летают на совместных рейсах, к примеру, "Аэрофлота" и Air France, будет еще сложнее", — отмечает эксперт. Также применение этих мер на практике приведет к потере пассажиропотока и прибыли для авиакомпаний, не исключает он. "Таких требований нет больше нигде. Глобальным системам бронирования нужно два-три центра обработки данных по всему миру, им не требуется открывать такие центры в каждой стране", — полагает эксперт. Страхи по поводу предложений Минтранса несколько преувеличены, стремление к контролю над данными о движении пассажиров – это глобальная тенденция, отмечает ведущий аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков. "Естественно, что в России такая система не создавалась по ряду экономических и технических причин, но она давно развивается в Европе и Северной Америке", — замечает он. Соответственно, появляется зависимость, аналогичная зависимости в банковской сфере, уточняет эксперт. Главными проблемами в переходе на локальные серверы и базы данных являются затраты средств на организацию сервисов, а также технические решения по обмену информацией с внешними базами данных, говорит Кочетков. Если отечественные системы обработки информации не соответствуют требованиям, то обязанность улучшить свою работу ложится на их плечи, а авиаперевозчики в данном случае могут выступать требующей стороной. Переход на новую платформу сопряжен с операционными рисками и дополнительными затратами, говорит инвестиционный стратег "БКС Премьер" Александр Бахтин. При этом, когда сама платформа не полностью удовлетворяет потребностям крупнейших авиаперевозчиков, в частности усложняет взаимодействие в рамках международных альянсов, возникает вопрос о целесообразности такого перехода. По его мнению, такая мера не принесет дополнительных преимуществ, а вот негативные последствия практически неизбежны.