Доля кредитов, выданных на покупку потребительских товаров (потребительских кредитов), с размером более 500 тыс. рублей достигла в III квартале 2018 года 56,2% от общего портфеля выданных кредитов данного типа, а объем — 434,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля выросла на 9,2 процентного пункта (с 47% III квартале 2017-го), свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй. Общая сумма выданных потребительских кредитов в III квартале 2018 года составила 773,1 млрд рублей, увеличившись на 36,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля выданных за отчетный период самых небольших потребительских кредитов (в сумме до 30 тыс. рублей — так называемых кредитов «на чайники»), напротив, уменьшилась на 1,3 п. п. и составила 3,3% портфеля кредитов данного типа (4,6% в III квартале 2017 года). Снизились доли и остальных групп: кредитов в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей — на 1,4 п. п., от 100 тыс. до 300 тыс. — на 3,9 п. п., от 300 тыс. до 500 тыс. — на 2,7 п. п. Продуктовый виджет Самые большие объемы выданных потребительских кредитов в III квартале 2018 года были отмечены в Москве (82,1 млрд рублей), Московской области (53,2 млрд), Санкт-Петербурге (35,5 млрд), Свердловской области (28 млрд) и Краснодарском крае (25,3 млрд). Самый значительный рост суммы выданных потребкредитов продемонстрировали (среди топ-30 регионов по объемам выдачи кредитов данного типа) Ханты-Мансийский автономный округ (плюс 68,6%) и Тюменская область (плюс 50,2%), а самую низкую динамику — Нижегородская область (плюс 25,6%) и Красноярский край (плюс 27,1%). В Москве и Санкт-Петербурге рост составил 33,2% и 32,6% соответственно. «В 2018 году в сегменте необеспеченного кредитования преобладает тенденция по сокращению выдачи небольших по размерам потребительских кредитов и увеличение предоставления более крупных займов, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Банки кредитуют заемщиков более избирательно, активнее выдавая займы гражданам с хорошей кредитной историей и более высоким уровнем доходов. Эти граждане в последнее время все чаще прибегают к потребительским кредитам для оплаты более дорогих товаров и услуг. Таким образом, данная категория заемщиков постепенно переходит от сберегательных настроений к тактике более активного потребления. В свою очередь граждане с неидеальной кредитной историей и низкими доходами пользуются все меньшей популярностью у кредиторов». НБКИ по состоянию на 1 октября 2018 года консолидирует информацию более чем от 4,1 тыс. кредиторов о кредитах более чем 90 млн заемщиков.