Фильм «Донбасс»: расчеловечить «донецких орков»
Фильм «Донбасс» режиссера Сергея Лозницы официально представляет в этом году Украину на престижных международных кинематографических форумах, вроде фестивалей в Торонто и Каннах — а Украинский Оскаровский комитет дежурно выдвинул ее от Украины на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И действительно — данная работа ставит украинского кинотворца в один ряд со знаменитым Питером Джексоном. Наблюдая за героями «Донбасса», в них сразу же узнаешь хорошо известные всем типажи орков и гоблинов из сказочных кинотрилогий «Хоббит» и «Властелин колец». Вообразите себе этих нелепых, уродливых и жестоких существ, которых обрядили в тельняшки и камуфляж, вручив им автоматы, георгиевские ленты и бутылки с водкой — и вы получите достаточно точный образ Донбасса и его жителей, в представлении лучших представителей современной украинской интеллигенции. При всей иронии сравнения Джексона с Лозницей, эти параллели вряд ли можно назвать случайными. Так, мне сразу же вспомнилась политическая реклама в исполнении предвыборного штаба Юлии Тимошенко, которую и сейчас можно найти на Ютубе. Тогда, на выборах 2010 года, украинские политтехнологи активно эксплуатировали видеоряд джексоновских орков, изображая с их помощью потенциальный электорат Виктора Януковича — в первую очередь, жителей того самого Донбасса. Картина Лозницы ставит перед собой ту же самую, не творческую, а совершенно политическую задачу по расчеловечиванию жителей охваченного войной региона — а также всех прочих «антиукраинских» элементов на территории Украины, которые также легко вписываются в набор его пропагандистских клише. «Сам фильм состоит из ряда скетчей, из которых автор пытается представить жителей Донбасса некими изгоями и безумно карикатурными персонажами — одни из которых вынуждены жить в пещерах бомбоубежищ, другие в принципе ничего не имеют с нормальным человеческим обликом, третьи успешно пилят деньжата с бизнесменами на подконтрольной Киеву территории, четвертые занимаются отжатием чужого имущества», - пишет об этом киевский кинокритик Андрей Недзельницкий. Причем, фигуры «донецких» выписано в откровенно гротескном виде, чересчур чернушными даже для нашего националистического пиара. Так что, вполне возможно, что он преимущественно рассчитан на совсем уже неискушенного иностранного зрителя, которые практически ничего не знает о социальных реалиях ситуации в восточных областях Украины. «То, что этот фильм ожидаемо пропитан ненавистью и презрением к населению неподконтрольного украинским властям региона совсем не удивляет. Другого фильма от автора «Майдана» ожидать не стоило. Уже с трейлера фильм вызывает лишь омерзение, и в этом нет ничего нового и интересного, если бы не одна его особенность. Этот фильм представляет экспортный вариант украинской националистической пропаганды, где вместо привычных совковых ватников с символикой СССР, зритель видит православных фанатиков с хоругвями. Ведь украинский антисоветизм и антикоммунизм, для внутреннего употребления, вряд ли найдет понимание у западного зрителя — и вместо него, в этой «реальности» фильма украинские почти-европейцы защищают западную цивилизацию от православного варианта запрещенного в России ИГИЛа. Хотя, любой же украинский патриот знает, что на Донбассе обитает «безбожный пролетариат», воспитанный в советских цехах и шахтах», — рассуждает об этой специфике днепропетровский блогер Александр Митрофанов. Знает об этом и сам Лозница. Накануне, в интервью «Украинской правде» он назвал главной причиной войны тяжелое наследие по сей день не изжитого совка. «Основная причина в том, что мы еще продолжаем жить со шлейфом Советского Союза. Несмотря на то, что поменяли паспорта, люди остались все теми же советскими гражданами. И мы будем еще очень долго избавляться от этого шлейфа. Из этого выходить еще очень долго», — заявил об этом украинский режиссер. Таким образом, его картину можно рассматривать в качестве эталонного примера классического социального расизма, который максимально демонизирует политических оппонентов действующей украинской власти — представляя диалог с ними в принципе невозможным. Этот, последний момент, бросается в глаза многим украинцам. «Уродливый взгляд на Донбасс от Лозницы. Конъюнктурный фильм, сделанный для фестиваля и отработки правильной украинской позиции в глазах Запада. Тринадцать сюжетов которые выглядят как трэш-нарезка из мрачняка. Настолько утрировано, что в это просто не веришь. Сюжет не держит зрителя. Такое ощущение, что автор хотел сказать картиной — постройте стену и закатайте весь Донбасс в бетон», — делится впечатлениями с презентации киевская журналистка Яна Новоселова. В самом деле: навязанная в картине логика отвращения к этим порочным оркам подразумевает, что они не подлежат исправлению — настолько глубоко засели в их черных душах описанные Лозницей рудименты сознания советской империи зла. Так что воины света должны идти на них в беспощадный крестовый поход с огнем и мечом, выставляя вместо Святого Грааля новообретённый томос для правильных украинских патриотических православных — над хоругвями которых смеяться никак нельзя. Украинские кинопроекты последнего времени полностью сосредоточены на пропаганде государственной идеологии национализма, завершаясь призывами к священной войне против врага. Причем, у Лозницы есть на этом поприще еще более достойные конкуренты. Так, недавно в украинский прокат вышла лента с интригующим названием «Тайный дневник Симона Петлюры», которая вызвала возмущение у самых преданных ценителей специфического жанра националистической киноэпопеи. Отмечая полную бездарность нового фильма, вся идея которого состоит в том, чтобы представить Петлюру невинной жертвой большевиков и их агента — анархиста Самуила Шварцбурда (подлив еще больше бензина в разгорающийся по стране костер антесемитизма), кинокритики особо отмечали тот факт, что на создание скандальной ленты потратили без малого пятьдесят миллионов преимущественно бюджетных денег. И неудивительно — ведь его режиссером выступил главный украинский киночиновник Олесь Янчук, возглавивший после победы Майдана киностудию имени Александра Довженко. Более того, он также не преминул сняться в этой ленте вместе со своей собственной дочерью, а также предоставил почетную роль министру культуры Евгению Нищуку — что очень прозрачно намекает на причины щедрой финансовой поддержки совершенно бездарного фильма. «После просмотра я вынужден согласиться с большинством критиков. Потому что и тайного дневника в фильме почти нет, и Бенюк в роли Грушевского абсолютно провальный, и Нищуку стоило бы помнить, что пока он министр, в фильмах, которые софинансирует его министерство, лучше не сниматься, просто во избежание критики; и стилистика ленты по-советски примитивна, и батальные сцены ужасно сняты, а озвучка вообще стоит отдельной антипремии. Честно говоря, под видом фильма нам предложили довольно посредственную театральную постановку. Петлюра у Янчука — это робот, у которого есть только одна функция: грустить о своих поражениях, жалеть Украину и говорить банальности. По замыслу режиссера, так должен выглядеть патриотический фильм. Но я сомневаюсь, что у кого-то такой образ может вызвать сочувствие. Не говоря уже о восторге. Вряд ли для зрителей Петлюра станет героем, примером для подражания», — сокрушается по этому поводу обозреватель газеты «День» Андрей Любка. «Янчук не думает о кино. Янчук думает о политической уместности и о том, что под флагами декоммунизации и прочих процессов, связанных с переосмыслением истории, можно пропихнуть зрителю и, очевидно, чиновникам от культуры, неудобоваримый комок из плохо смонтированных, срежиссированных, написанных и разыгранных сцен. В своих попытках показать главного героя с разных сторон «для галочки» Янчук проваливается в бездну пошлости, профнепригодности и непотизма», — вторит ему другая рецензия, опубликованная в издании «Левый берег» под говорящим названием: «Стыдное кино: что не так с «Тайным дневником Симона Петлюры». Да, это глубоко правильный заголовок: причем, этими же словами можно характеризовать «Донбасс» Лозницы, «Киборгов», «Червоного» и все прочие поделки современного патриотического агитпропа. Нашей аудитории должно быть стыдно осознавать, что тематика современного украинского кино сведена к задачам примитивной, вульгарной пропаганды, разжигающей ненависть а адрес «совков» и «орков». А тем временем, в Донецке состоялся концерт, где местные жители исполняли украинские песни на украинском же языке группы «Океан Эльзы». Тем самым демонстрируя, чего стоят созданные про них мифы.