Кино по субботам #197
Все хорошее когда-нибудь заканчивается, только если это не наша постоянная рубрика. В новом выпуске «Кино по субботам» мы расскажем тебе о чести, совести, любви, дружбе и немного о Максе фон Сюдове. Готовь попкорн, закрывай YouTube — время большого кино пришло! 1. «Харакири» (Seppuku), 1962, Япония Много ли ты знаешь о самураях, читатель? А о времени Эдо? Это исторический период в Японии, центральный для классического героического эпоса и по сей день: это времена героев и чудес, доблести и чести. А понятие чести в Стране восходящего солнца от нашего отличается разительно. Картина Масаки Кобояси как раз об этом, но больше о бесчестии. В дом богатого клана однажды приходит грязный оборванец — ронин, самурай без господина, вынужденный влачить жалкое существование в нищете. Годы скитаний и черной работы утомили война, и он хочет уйти из жизни с честью — вспоров себе живот по заветам Бусидо. В Древней Японии практика была распространена, а ронины в схожей ситуации искали замки для сеппуку побогаче: так больше чести, да и к тому же их могли отговорить и взять на службу. В доме же Ии, куда пришел главный герой, в воине заподозрили мошенника и рассказали байку о прошлом самурае, которого они-таки вынудили покончить с собой да еще и бамбуковой имитацией катаны. Вот только это не байка — это был реальный человек, зять главного героя, из-за нищеты семьи вынужденный собирать деньги как только возможно. И герой пришел в дом Ии не просто так — он пришел страшно мстить за смерть родных (семья зятя погибла от голода). Многих воинов сразил он, прежде чем умер от ран, и не смог совершить то, за чем пришел. Но дом Ии он лишил большего — остатков чести, если такая у них вовсе была. 2. «Ищу друга на конец света» (Seeking a Friend for the End of the World), 2011, США Трогательные истории во время апокалипсиса — редкость. В истории Лорин Скафария не будет рыдающего Бена Аффлека и сурово замерзающего Джилленхола; даже с неба не посыпятся огненные кометы. В ней простые люди, как мы с тобой, просто хотят умереть правильно — раздав долги и исправив неисправимое. А тем временем над их головами стремительно приближается к Земле астероид-убийца. А что бы сделал последние дни мира ты? Додж — парень, которых на свете миллионы миллионов: он милый, приветливый, нервный и любящий муж. Но когда по радио объявляют, что все умрут, жена сбегает от него. Говорят, только в критической ситуации люди правдивы и искренни на все сто. Разбитый Додж предпринимает попытку [Роскомнадзора], но затея его проваливается. Уже дома он находит фотографию своей школьной любви и напоследок решает позволить себе маленькую шалость — вновь увидеть ее. В путешествие по охваченной паникой и безумием стране он берет с собой соседку Пенни, с которой обменивается обещаниями: ей — семья, ему — школьная любовь. Вот только любовь часто оказывается ближе, чем через полстраны. 3. «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge), 2016, США-Австралия Военные драмы как хорошее вино: лучше с годами. А кто лицо эпика, как не Мел Гибсон? Правда, тут он режиссер. История эта основана на реальных событиях Второй мировой, но привычные пейзажи Нормандии изменились на окинавские горные цепи и коварные болота. За этот фильм Гарфилд получил свой первый «Оскар», а Сэм Уортингтон даже не пытался вновь вырасти в размерах и посинеть. Рядовой Дезмонд Досс — санитар, доброволец вооруженных сил США, по религиозным соображениям отказывающийся даже взять в руки винтовку. Путь ненасилия, по его философии, вполне уживается с ужасами войны вокруг: он пришел не спасать, не убивать. Идейный уклонист, первым в истории получивший Медаль Почета, не только прошел мясорубку и выжил, но и сумел стать национальным героем — символом мира, а не новым разжигателем вражды. 4. «Просто вместе» (Ensemble, c'est tout), 2007, Франция Режиссер Клод Берри снял свою картину по мотивам одноимённого романа Анны Гавальда «Просто вместе» в традиционном духе французского кино — камерная история уютного мира одной комнаты, стеклом осыпающаяся вне стен «шалаша» своих героев. Компактность и минимализм тут во всем: даже героев в фильме как пальцев на одной руке. А это, к слову, тоже символично. Трогательная история дружбы и любви простых французских людей — бедного наследника богатого аристократического рода, уборщицы-художницы (да, Амели Пулен не выгнать из Одри никогда — смирись) и байкера-кулинара — в замкнутом пространстве прогрессирует в теплую историю, где все хорошие и все обязательно сладится. Но в этом и сила французского кино: даже самые чудовищные трагедии в нем решаются хрустящим багетом, хорошим недорогим вином и улыбкой глазастой Аме…, то есть Камиллы. Камиллы, конечно же, — героини Одри Тоту. После «Просто вместе» на душе тепло и легко, но маленький русский в тебе не даст насладиться этой плюшевой пижамой — разве так бывает в мире? Но разве для кино это важно? 5. «Изгоняющий дьявола» (the Exorcist), 1973, США После мягких французских булок лучшее, что мы можем дать тебе, — Макс фон Сюдов и его ужасы. Да, в другом-то он и не снимается. Если бы нас попросили назвать 10 самых жутких фильмов на свете, «Изгоняющий» был бы в топ-тройке. Картина была просчитана математически: в ней должно было пугать абсолютно все. И абсолютно все в ней пугает — от милой девочки до грима Макса (он один из лучших за всю историю кинематографа). В центре сюжета юная Риган, не по годам развитая девочка 12 лет, ставшая жертвой Дьявола: она стала одержимой. Ни один из медицинских путей решения проблемы не помог, Пахома на свете еще не было, и ее мать и святой отец были вынуждены вызвать профи — экзорциста, демонолога и крутого, как сам апостол Петр, священника Ланкастера Меррина. Тот должен был спасти дитя и прогнать нечистого, но (как неожиданно) что-то пошло не так.