Сила удмуртской песни или секреты успеха Элькуновидения
Шесть лет назад в Удмуртии зародился уникальный проект под названием «Элькуновидение». Пропаганда удмуртской песни, развитие композиторского искусства, выявление талантливых исполнителей из районов - главная задача конкурса. Из года в год «Элькуновидение» остается верным своим принципам и набирает все больше популярности. На сегодняшний день аудитория проекта насчитывает 30-40 тысяч человек. Уже завтра, 20 октября, в ДК «Аксион» в Ижевске пройдет самая зрелищная часть конкурса – концерт. В этом году здесь свои возможности продемонстрирует 21 участник – солисты и ансамбли. 12 лучших продут в финал, который состоится в День государственности Удмуртии – 4 ноября. Как все начиналось, какие трудности преодолевают организаторы и участники и какая же она настоящая удмуртская песня? Обо всем этом и не только рассказал ИА «Удмуртия» режиссер проекта Павел Поздеев. - Павел, откуда возникла идея проведения такого масштабного мероприятия? - Все началось из ярких воспоминаний детства. Когда-то в республике гремел проект «Кто из 25?». Поскольку я вращаюсь в области культуры, хотелось сделать что-то подобное, но ничего не срасталось. И тут бабушки победили на Евровидении (в 2010 г. на международном конкурсе коллектив занял второе место, но в Удмуртии, да и в России, их считают победителями - прим. ред.). В честь этого решили попробовать сделать проект подобный Евровидению, но связанный с удмуртской культурой. По образу и подобию Евровидения и в честь успешного выступления бабушек мы сделали «Элькуновидение». Кроме того, знали еще об одном европейском мероприятии. Неофициально оно именуется как «Евровидение малых народов. В 2011 году съездили туда, он проходил в Италии. Я наблюдал, как там все происходит и, соединив правила Евровидения малых народов и Евровидения большого, мы сделали «Элькуновидение». Структурно, формально все это скопировано с этих мероприятий. - Любой проект требует финансовых вложений. Кто поддерживает «Элькуновидение» в этом вопросе? - В первый год проведения «Элькуновидения» нас поддержали ребята-предприниматели. Они как раз в это время начали свою бурную деятельность, открыли кафе «Перепечкин». Им нужен был пиар. У них было желание, у нас был интерес. На второй год, в принципе, не вижу ничего криминального, но «Перепечкины» отказались финансировать проект. Мы договорились с фондом Смирновой, тогда (она возглавляла - прим. ред.) Институт развития регионов. Она профинансировала второй фестиваль. Потом началась какая-то конкуренция. Видимо, «Удмурт кенеш» понял, что это хорошее мероприятие. Они просили работать только с ними. Сейчас «Удмурт кенеш» занимается поиском средств на призы. Все остальные расходы оплачивают сами зрители. Аренда зала, света и оборудования - это все от продажи билетов. «Элькуновидение» - коммерчески успешное мероприятие. - В республике регулярно проводятся разные музыкальные конкурсы, но про них нельзя сказать, что они настолько популярны. В чем заключается успех «Элькуновидения»? - Во-первых, в системе оценки. У нас жюри складывается из представителей тех районов, которые прибывают. Во-вторых, на конкурсах обычно бывают отборочные этапы, когда организаторы конкурса сами отбирают участников по понятным им критериям. Здесь же очень важно, это отличительная особенность, когда организаторы не несут никакой ответственности за тех, кто приедет из районов. Очень важно, чтобы было чувство гордости за свой район, чувство ответственности за того, кого отправляют. Поэтому мы в положении прописываем то, что человек, который хочет участвовать, должен обязательно согласовать свое участие: либо с местным отделением «Удмурт Кенеш», либо с управлением культуры, если ячейка «Удмурт Кенеш» слабо работает. Вот это основное отличие. Благодаря тому, что используется телевидение, очень мощный такой ресурс, я думаю, среди всех творческих конкурсов, связанных с удмуртской культурой, «Элькуновидение» – это самый рейтинговый. И благодаря тому, что у нас хороший призовой фонд. Другие конкурсы, которые проводятся под крылом министерства культуры, они получаются местечковые, про них мало кто знает и зрителями на таких конкурсах являются сами участники. А у нас есть и зритель, и участник. Повторюсь, на других конкурсах есть только участники. - В прошлом году в системе оценки произошли некоторые изменения? Чем они вызваны? - Раньше мы делали ставку на смс-голосование. В Евровидении, например, страна не может голосовать за своего участника. Мы это технически не можем сделать, поэтому смс-голосование получается неэффективным. Кто больше сагитировал, кто больше проявил активности, те районы голосуют. В прошлом году отказались и сделали два жюри. Одно жюри - из представителей районов, другое жюри состоит из профессионалов в области удмуртских стихов, удмуртской музыки и области исполнительства. Вот эти баллы суммируем и в результате получается, более объективная оценка. Смс-голосование осталось для выявления победителя и обладателя приза зрительских симпатий. - Многие зрители отметили, что в прошлом году победил достойный участник. За шесть лет проведения конкурса возникали какие-нибудь противоречия на счет победителей? - Первые четыре года и в этом году не было такого противоречия. Парадокс случился в 2016 году. Когда по мнению многих, песня, ставшая победителем, не отвечала некоторым критериям. Она была очень адресной, была посвящена девушке. Ее можно было использовать в дальнейшем, но она не такая шлягерная, не цепляла. Хочется, чтобы песня-победительница жила, и ее заказывали на радио, пели другие люди. Только благодаря активности жителей деревни Бураново Малопургинского района, откуда были ребята, эта песня победила. После этого мы решили пересмотреть критерии оценки, форму оценки. В прошлые годы общественное мнение совпадало с смс-голосованием. - Конкурс растет и вместе с ним, наверное, повышаются и требования к участникам, к качеству исполнения, содержанию песен? - На седьмой год можно говорить о том, что качество повысилось. Стало больше сложных, с вокальной точки, номеров. Уходят на второй план песенки, построенные на трех аккордах. Евровидение позиционируется, как конкурс песни. Для нас была важна песня. Сейчас все-таки сделали так, что это конкурс исполнителей удмуртской песни. Это очень важно, потому что хочется, чтобы на конкурс пришли исполнители, которые, может, и не связаны с удмуртским языком, но обладают хорошими вокальными данными. Таким образом, поднялось бы качество. - Также появляются удмуртские песни разных направлений и стилей. В прошлом году на конкурсе прозвучали философские и лирические композиции, рэп и рок. - Это сложно назвать роком, но есть. Малопургинская группа была. Они были более приближены к этому жанру. В прошлом году по исполнительскому мастерству и по жанровому разнообразию конкурс стал шире. Тут еще сложности какие? Несмотря на успешное коммерческое мероприятие, финансовые средства не позволяют проводить полноценные репетиции, выстраивать свет под каждую песню, подкреплять какое-то видео, то есть у нас нет возможности для того, чтобы сделать полноценное шоу. За те два часа, которые выделяются нам для репетиции, что успеваем сделать, то успеваем. Минимум живых инструментов. Рэп исполнитель Алексей Пикулев Фото: vk.com (Элькуновидение) © - Кроме того, расширяется и география конкурса. Были участники из других регионов. Значит, «Элькуновидение» становится очень популярным? - Конкурс есть конкурс. У проигравших есть обиды. Эти обиды на уровне слухов, сплетен как-то разносятся. К конкурсу есть двоякое отношение. Кто-то видит в этом только позитив, кто-то видит недостатки. Есть какая-то обида на то, что не прошел, и соответственно, про конкурс говорят не в очень хорошем свете. Это влияет на то, кто к нам приезжает. - Некоторые исполнители участвуют в «Элькуновидении» не один раз. Это не может не говорить о престиже конкурса. - Победитель 2017 года Павел Смирнов три года подряд участвовал. Еще есть Денис Чирков, он как автор и исполнитель выступает. Денису пока не сопутствует удача. Он однажды победил в номинации «Лучший поэт». Также авторы отправляют свои песни несколько раз. Еще одна уникальность нашего конкурса. У нас есть очень важная номинация, когда мы песню по полочкам рассматриваем. Отдельно смотрим музыку, отдельно смотрим стихи. - Участвуют ли организаторы в подготовке номера или каждый участник сам должен все придумать? - Вся подготовка, как выглядит номер, какой костюм – это ответственность исполнителя, направляющей стороны. В лице этого исполнителя выглядит район. Никакого вмешательства с нашей стороны нет. Мне кажется, это очень важно. Хотя от нас требуют некоторые организаторы, чтобы серьезнее относились к тем, кто к нам приезжает. Тогда мы ничем не будем отличаться от других. Тут важна именно инициатива, творческая мысль, рожденная на месте. Наша задача – рассказать об этом как можно большему количеству людей. В случае успеха, вспоминаю слова Паши Смирнова: «Это победа, кроме радостных чувств, она еще мотивирует на создание снова и снова новых песен». Это основная сверхзадача. И слава Богу, пока работает. - А Вы помните всех победителей «Элькуновидения»? Как сложилась их дальнейшая судьба? - Не так много конкурсов провели, чтобы забыть. С «Элькуновидением» история такая, не все песни победителей остаются на волне. Иногда ребята, которые заняли второе-третье места, наоборот, становятся народными любимцами. Например, так произошло с вице-чемпионами второго «Элькуновидения». Группа «Ерпечкаос» Киясовская. Это достаточно популярный на сегодняшний день в республике коллектив. «Пять сердец» - победители первого «Элькуновидения» - тоже гастролируют по республике и частые гости на концертах в Ижевске. Не почувствовали популярности, пожалуй, только победители 2016 года. Все остальные как бы на волне. У кого-то больше, у кого-то меньше, они гастролируют и дают сольные концерты, пользуются популярностью и спросом. - Вы сказали, что становится больше сложных с вокальной точки номеров. Какие районы можно выделить? - Очень впечатлила Мария Гроздова из Можги. 2017 год показал, что гармошки становится меньше. Самое слабое звено – это Ижевск. Не знаю, чем они руководствуются. Сразу видно, что это слабый номер, но они идут, лишь бы выступить. Видимо, не так много возможностей для выступлений и пользуются любыми способами, для того чтобы побывать на большой сцене. Понятно, что есть профессиональные коллективы. Они не заявляются к нам. Заявляется художественная самодеятельность. В Ижевске она очень низкого уровня. Она как досуговая форма. Собрались все, спели и хорошо. Это не конкурсный формат. Тут уже надо обладать способностями. Они должны испытывать чувства стыда. Во-первых, что проиграют. Во-вторых, они должны замотивировать себя на успех. Это говорит о статусе и престиже «Удмурт кенеш». Мария Гроздова получила большинство голосов «районного» жюри Фото: vk.com (Элькуновидение) © - И все-таки что такое удмуртская песня? - Этот вопрос витает в воздухе. Каждый раз мы - организаторы и специалисты, и эксперты - ищем ответ на этот вопрос. На сегодняшний день в стереотипном понимании, это очень простая песня (в мелодичном плане), в которой обязательно присутствуют звуки гармошки. Есть какие-то нотки, которые будут понятны специалистам. В традиционной удмуртской песне есть свои законы, какие-то вопросы пентатоники, ходов мелодических. Вот если исполнитель, автор и композитор находят сочетание, то получается удмуртская песня. Таких песен очень мало. Если там перебор с традиционными приемами, то она получается, как народная. Ничего авторского в ней не слышно. Или наоборот, меньше - тогда это авторская песня. Специалист может уловить эти нотки. Поэтому здесь основной критерий – понравилось, не понравилось. Зацепило, не зацепило. - О чем больше поют участники? О Любви? - О любви. - А любовь к Родине тоже присутствует? - Особенно те коллективы, которые впервые участвуют, для них «Элькуновидение» - это конкурс именно патриотической песни. Две-три песни патриотические обязательно присутствуют. Только на них никакого отклика нет. Однажды у того же Дениса Чиркова хорошо получилось, зашла песня. А так все о любви, в основном, о времени. За шесть лет проведения «Элькуновидения» появились и свои приметы. Об этом рассказала координатор проекта Светлана Пикулева: «Каждый раз у нас режиссер выбегает на сцену во время подведения итогов. Не может сдержать себя, свои эмоции. Ему приходиться объяснять что-то, кого-то успокоить или, наоборот, кого-то отчитать. Не всем это нравится, но так или иначе это уже стало узнаваемым моментом. Если Поздеев не выбежал на сцену, значит что-то тут не так». Что думают об «Элькуновидении» сами участники? Эдуард Мираев - представитель Агрызского района республики Татарстан: «Участвовал с песней про маму. Лет пятнадцать никакого отношения не имел к культуре. В последнее время работал экспедитором на оптовой базе. Был долгий период. В Ижевске последний раз в 2001 году был и очень редко заезжал в Агрыз. После этого конкурса снова хочется окунуться в удмуртскую культуру. И участвовать, и смотреть, и интересоваться». Ольга Перевозчикова – победитель в номинации «Лучший поэт»: «История обыкновенная - предложили, сразу не соглашалась, раз я не живу на данный момент в самих Дебесах. Потом выяснилось, что могут и уроженцы самого района. Как раз была написана песня, готова была уже и фонограмма, поэтому решилась. Дебесы отправили заявку. С этого момента началась история. Песня была написана по настроению, благо в прошлом году природа так и вела творить - много рябины, прекрасная осень. Я не люблю заказные моменты - от них не веет живой душой!» Павел Смирнов – победитель «Элькуновидения-2017»: «В Шаркане «Элькуновидение» всегда был и остается одним из самых значимых конкурсов. Все его ждут, чтобы услышать новые песни, имена. В Сарапульском районе мечтали поучаствовать в нем давно, но удмуртоговорящего и удмуртопоющего не было. И вот сбылось. Также хотелось поставить хорошую точку. Песня рождается сама по себе. Я очень люблю оставаться один: гуляю по лесу, езжу на автомобиле... В это время в голову приходят разные мысли, рассуждения. И порой бывает, что в голову приходит строчка или мелодия, иногда сразу вместе. Она цепляет. И если я додумаюсь ее не забыть, записываю на диктофон. Потом думаю над продолжением. Самое сложное найти правильные слова, особенно на удмуртском, чтобы передать мысли, донести до слушателя».