Стартапы продлевают срок годности продуктов
Сегодня человечество производит на 17% больше пищи, чем 30 лет назад. Но при этом почти миллиард людей живет впроголодь. Причина — неправильное хранение и транспортировка продуктов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), 30% продовольствия в мире отправляется на свалку. Стартапы из США и Перу попытались решить проблему пищевых отходов. Используя разные ингредиенты и способы, они разработали средства, которые помогут продлить срок годности овощей и фруктов на несколько недель дольше, чем обычно. Фото: publicdomainfiles.com Выжать все масло Основатель компании Apeel Sciences Джеймс Роджерс (James Rogers) потратил шесть с половиной лет и сотни миллионов долларов на то, чтобы решить проблему продовольственных отходов в США. У него почти получилось! Его изобретение — безвкусное, бесцветное и при этом съедобное покрытие — подходит для трех десятков овощей и фруктов. И это только начало, обещает Роджерс. Прежде чем заняться бизнесом, он изучал молекулярную основу солнечной краски в Калифорнийском университете Санта-Барбара. Во время учебы ему часто приходилось слушать подкасты, в том числе о влиянии пищевых отходов на экологию и экономику страны. Роджерс ужаснулся, когда узнал, что половина непроданной в США продукции оказывается на свалке. В 2012 году, когда он ехал через сельскохозяйственные угодья центральной Калифорнии, ему пришла в голову идея создать специальное покрытие, которое продлит срок годности продуктов. Сначала Роджерс представил свой проект на университетском конкурсе новых венчурных инвестиций. Победа воодушевила его на дальнейшие поиски финансирования. В том же году Фонд Гейтса выделил на развитие стартапа грант в размере $100 тыс. У Джеймса Роджерса наконец появились деньги для расширения команды и тестирования разработки. Первые эксперименты Apeel Sciences проводила на чернике в США и на корне маниоки в Нигерии. В рамках исследования, обошедшегося инвесторам в $40 млн, Роджерс обнаружил, что его покрытие может удвоить, утроить, а в некоторых случаях и в четыре раза увеличить срок хранения фруктов и овощей. Как работает технология Apeel Sciences? Компания выжимает масло из семян и кожицы таких фруктов, как, например, виноград. Затем превращает его в порошок, который разводит водой и распыляет на свежие продукты. Полученные жирные липиды выполняют роль клеточной мембраны — сохраняют влагу и кислород, защищают продукты от гниения. Но для каждого фрукта или овоща нужно разное количество покрытия Apeel. На поиски идеальных пропорций у Джеймса Роджерса ушло шесть лет — сейчас его разработки подходят для более чем трех десятков фруктов и овощей. В этом году компания Apeel Sciences начала первые продажи — покрытие предназначено для авокадо. Со стартапом заключили контракты крупные бакалейные сети Harps и Costco. В течение трех месяцев, утверждает Роджерс, отходы авокадо в сети Harps уменьшились на 60%. Парой месяцев позже авокадо, обработанные покрытием Apeel, появились в 109 магазинах национальной сети Kroger в районе Цинциннати. Такие инвесторы, как Andreessen Horowitz и Viking Global Investors, вложившие в изобретение $110 млн, оценивают компанию Роджерса в $350 млн. Но при этом Apeel Sciences еще не приносит прибыли. Чтобы выйти в плюс, ей необходимо расширить «ассортимент». У Роджерса грандиозные планы по покорению мирового продовольственного рынка. После авокадо он делает ставку на лимоны, лаймы и спаржу. Скорее всего, покрытие для них появится в этом году, утверждают в компании. Следующий шаг предпринимателя — выйти с покрытием Apeel в Африку, чтобы увеличить сроки транспортировки урожая. «Это здорово, что большинство людей может получить доступ к качественным свежим продуктам, которые они не готовы выбрасывать, — считает Роджерс. — Но в конце концов мы собираемся свернуть горы в цепочке поставок продовольствия. Это самое большое событие, который может произойти, — уход от холодильного хранения и транспортировки к более естественному способу хранения свежих продуктов». Просто добавьте Hazel Сооснователь и СЕО компании Hazel Technologies Айден Муат (Aidan Mouat) объясняет простую кухонную науку: оставьте зеленые бананы или неспелые томаты в бумажном пакете, и они быстрее созреют. Пакет — своего рода ловушка для газа (этилена), который выделяется некоторыми фруктами/овощами. Он ускоряет их созревание. Но в Hazel Technologies придумали, как увеличить срок годности продуктов от 6 до 15 и больше дней. Ничего не нужно распылять — достаточно добавить пакетик Hazel размером со спичечный коробок в контейнер или коробку с фруктами или овощами. В нем находится блокатор этилена. Смесь масел из трав (укроп, орегано и др.) содержит противомикробные соединения, которые останавливают бактерии, плесень и грибы. Айден Муат родился в Атланте. В пять лет мать научила его готовить, привив любовь к кулинарии. Однако профессии повара он предпочел науку. «Кулинария, — говорит Муат, — это просто химия, которую вы едите». В 2012 году он окончил химический факультет в Emory University. В 2016-ом получил докторскую степень по химии в Northwestern University. Но команду для запуска стартапа Hazel Technologies Муат собрал из университетских коллег еще в 2015 году. На старте проект поддержало Министерство сельского хозяйства США — размер гранта составил $100 тыс. В конкурсе Clean Energy Trust Challenge компания Hazel Technologies выиграла $500 тыс. В потенциал стартапа поверили Rhapsody Venture Partners, VentureWell и Valley Oak Investments. В общей сумме они вложили в проект $800 тыс. За все время, по данным CrunchBase, компания получила $4,8 млн инвестиций. Одними из первых клиентов Hazel Technologies стали крупнейшие производители овощей и фруктов Dresick Farms International (DFI) и Agritrade Farms International. «Раньше никто не мог поставить эту технологию “на поток” для розничных торговцев, дистрибьюторов и обычных покупателей, — говорит Муат. — В течение пяти-десяти лет мне бы хотелось увидеть логотип Hazel Technologies на продуктовых прилавках во всем мире». Перуанский ответ Обычно в бизнес-школах говорят, что предприниматели должны употреблять то, что сами производят. Основатели перуанской компании Bio Natural Cover Химена Адриазола (Ximena Adriazola) и Мигель Малнати (Miguel Malnati) безоговорочно следуют этому принципу. Они демонстрационно пробуют манго, которое было опрысканы созданным ими спреем. Фрукты пролежали на пару недель дольше положенного срока хранения и нисколько не испортились. В 2016 году Адриазола и Малнати учились на факультете промышленной инженерии в Университете Лима. На дворе стояло лето, и из еды друзей тянуло больше к манго и бананам. Но им не везло с фруктами — на жаре и в пакетах они быстро портились. Университетские друзья увидели в проблеме идею на миллион — ежегодно около 1300 млн тонн продовольствия в мире, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), оказывается на свалке (в деньгах потери составляют около $1 млрд). 22% пищевых отходов приходится на Перу ($200 млн). Выпускник ISIL Administration Даниэль Овьедо (Daniel Oviedo) присоединился к Bio Natural Cover в качестве соучредителя, когда проект выиграл в университетском конкурсе «Первый шаг» 25 тыс. перуанских новых солей (около 6 тыс. евро). Изобретенная командой Bio Natural Cover жидкость прозрачная на вид, без запаха. Она не влияет на вкус и текстуру фруктов и овощей. Продукт прошел тестирование в лабораторных условиях — первые опыты были проведены на манго, авокадо, апельсинах, клубнике и мандаринах. Химена не раскрывает состав спрея Bio Natural Cover, но описывает его как натуральное и съедобное покрытие, которое увеличивает срок хранения фруктов до 200%. «В отличие от того, что есть на рынке, наш продукт полностью экологичен. Он не влияет на окружающую среду», — утверждает она. После первых лабораторных тестов, по ее словам, со стартапом связалось несколько компаний, которые готовы участвовать в тестировании средства на сладком картофеле (батат) и ягодах. В планах у перуанского стартапа — начать продажи спрея весной 2019 года. На рынке Bio Natural Cover появится в галлонах объемом 4 литра. Этого количества хватит, чтобы обработать около 3 тонн фруктов. Основную ставку молодая компания делает на агропромышленные компании и ассоциации фермеров в Перу. «Мы уже доказали эффективность продукта в лаборатории, — заключает Химена Адриазола. — Пришло время попробовать его на промышленном уровне». Автор: Ольга Гриневич