Здравствуйте, я ваша тетушка
Первой премьерой нового сезона в Театре имени Моссовета стала криминальная комедия «Путешествие с тетушкой», поставленная режиссером Михаилом Левитиным по мотивам романа Грэма Грина. В этом веселом театральном действе главное действующее лицо — семидесятипятилетнюю тетушку Августу Бертран (в исполнении народной артистки России Ольги Остроумовой) — отличает неистребимое жизнелюбие. Именно оно и задает основной тон этой постановки. В юности — девушка легкого поведения, в зрелом возрасте — заядлая авантюристка, тетушка Августа постоянно скользит по краю пропасти, при этом радуясь острым ощущениям, как ребенок. В меру циничная, не в меру авантюристичная, она не обременяет себя необходимостью вписываться в рамки, поставленные добропорядочным британским обществом. В любых сомнительных ситуациях Августа Бертран находит свои положительные стороны и повод для иронии. Она одинаково прекрасно чувствует себя сидя на крышке гроба покойной сестры в британском морге, лежа на полу в камере в бразильской тюрьме или плывя на плоту по широкой Амазонке, кишащей крокодилами. Опасности только возбуждают Августу. И на палубе ее собственной жизни неизменно оказываются те, кто всерьез завладевает тетушкиным вниманием! Такова уж необычайная харизма Бертран — всех поголовно затягивать в сети своего обаяния! Попадаемся в него и мы, зрители. Зато разнообразные костюмы Виктории Севрюковой серьезно работают на раскрытие сюжета. С их помощью «двое из ларца» — артисты Евгений Ратьков и Марк Вдовин — за один вечер предстают перед нами священниками, английскими полицейскими, парижскими проститутками, французскими таможенниками, турецкими спецагентами, бразильскими тюремщиками, агентами ЦРУ и индейцами Амазонии. В спектакле присутствует ненормативная лексика, которая, откровенно говоря, мало добавляет к раскрытию образов и без коей вполне можно было бы обойтись. Как и без отдельных пошловатых шуточек. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь! Уж что поставлено… Обращает на себя внимание практически безупречная работа Виталия Кищенко. Его полковник О`Тул — заботливый отец взрослой взбалмошной дочери (Анастасия Пронина), персонаж, наделенный хорошо узнаваемыми человеческими достоинствами и пороками. Наблюдать за внутренними метаниями Тули — сплошное удовольствие, как и за перерождением и возмужанием самого тетушкиного племянника Генри Пуллинга. Беседа двух героев в начале второго акта, пожалуй, одна из лучших сцен спектакля. Что касается образа самой тетушки, то он получился интересным, запоминающимся, ярким, как жаркое полуденное июльское солнце, сочащимся неукротимой энергией, но при всем том несколько монотонным с точки зрения динамики роли. И хотя, как уверяет сама актриса, подобных персонажей в своей богатой биографии она еще никогда не играла, мне кажется, что лучшая роль любимой нами Ольги Остроумовой — все-таки еще впереди. Хочется верить, что найдется еще режиссер, который сумеет выгодно использовать весь ее богатейший актерский потенциал в полном объеме.