Робер Лепаж играет леди Макбет на Гоголевском бульваре
Видеоинсталляция — первая часть проекта «Музей вымысла», созданного в соавторстве режиссерами Матиасом Умпьерресом и Робером Лепажем (в репертуаре Театра наций идет его спектакль «Гамлет. Коллаж», где все роли играет Евгений Миронов). Действие шекспировской трагедии Умпьеррес перенес в Латинскую Америку нашего времени, а роль леди Макбет исполняет Робер Лепаж. Перед премьерой Матиас рассказал Forbes Life о своей работе со знаменитым канадцем: Как вам удалось привлечь Робера Лепажа в ваш проект? Проект создан в рамках программы Rolex «Ментор и протеже», которая как раз и придумана для того, чтобы установить творческий диалог между представителями разных поколений. Мы с Робером договорились о том, что я буду сопровождать его в процессе создания и показа нескольких его работ, в том числе в рамках турне спектакля «887» (в 2017 году его привозил в Москву Театральный фестиваль им. А.П. Чехова). Со своей стороны Робер сопровождал мой проект «Музей вымысла» и сыграл роль леди Макбет в видеоинсталляции «Империя» по мотивам шекспировского «Макбета». Вам было легко работать с Лепажем? Робер был открыт к любым комментариям и вопросам с моей стороны, которые касались репетиций и самих спектаклей. Его замечания всегда носили очень уважительный характер. Он никогда не говорил мне, что я что-то делаю неправильно, что так делать нельзя. Мы оба признавали авторитет режиссера в работе над проектами друг друга. Когда мы работали над «Империей», Робер принимал тот факт, что последнее слово и решение будет за мной. Например, актеры, занятые в моем проекте, не до конца понимали, каков будет финальный результат, но они мне полностью доверяли, в том числе и Робер. При том, что ему нужно было исполнять роль, которую до этого всегда играли женщины. Так что это была действительно вера в неизвестное. Почему вы выбрали именно «Макбет»? Это актуальная пьеса. Самое главное — это трагедия. Мне интересно понять, где сегодня располагается точка трагедии. На мой взгляд, трагедия сегодня в области политической власти. В современной Испании это прямое следствие ситуации 1990-х годов. После того, как в 1975 году закончилась диктатура Франко, начался переходный период, продолжавшийся вплоть до 1990-х годов. После вступления в ЕС в Испанию хлынул поток денег, появилась коррупция. Покончив с диктатурой, мы оказались под властью денег. При этом, разговаривая об Испании, я пытаюсь осмыслить эту ситуацию в более глобальном плане. Почему инсталляция называется «Империя»? Многие политики хотят видеть себя императорами. Мне интересно исследовать процесс становления власти, зарождения имперского сознания. В «Макбете» речь идет именно об этом. Но любая империя формируется за счет людей, кто-то другой всегда страдает. Зачем в спектакле, где исследуют политическую проблематику, заглавную мужскую роль играет женщина и наоборот? По-моему, демократия – это ситуация, когда гендер не имеет значения. Я считаю, что любую роль может играть как мужчина, так и женщина. Для проекта принципиально важна музейная площадка? В основе проекта лежит концепция музеификации спектакля. Почему, например, записи старых спектаклей хранятся в архивах, а не выставляются в музеях, где их сможет увидеть любой желающий? Для меня важно, чтобы моя инсталляция демонстрировалась в пространстве, предназначенном для хранения произведений искусства. Вас называют «звездой междисциплинарного искусства». Как вы ею стали? Это факт моей биографии. Я родился в Аргентине, мои родители из Уругвая, мои предки – испанцы и французские баски. Когда я живу в Уругвае, то скучаю по Аргентине и наоборот. В какой-то момент я понял, что всегда нахожусь в каком-то пограничном состоянии. Мне кажется, отсюда и происходит моя тяга к совмещению разных медиа. Мне интересен вымысел самого разного рода, от кино и театра до оперы и цирка. Не хочу ограничивать себя рамками чего-то одного. В живом театре если режиссера что-то не устраивает, он может дать новые вводные актерам, что-то исправить. В видеоинсталляцию изменения вносить сложнее. Получается, это уже не театр. Видеоинсталляция – это не какая-то единая запись, где ты приходишь и нажимаешь кнопку play. У нас задействовано несколько экранов, поэтому работает очень сложная система синхронизации. Бывает, что техника ведет себя капризнее актеров. Всегда нужно быть начеку, чтобы внести исправления. Завсегдатаи музеев привыкли относиться к видеоработам довольно снисходительно — посмотреть несколько минут, отойти вернуться. Для вас важно, чтобы зритель посмотрел «Империю» от начала до конца? Изначально проект задумывался как кошмар леди Макбет. В начале видео она просыпается. Сон превращается в кошмар. А заканчивается история ее смертью. Видео закольцовано, зритель может смотреть его с любого момента. Это лишний раз подчеркивает нескончаемость цикла сна и бодрствования. Особенностью программы Rolex «Ментор и протеже» является то, что ее итогом не обязательно должен стать какой-либо культурный продукт. Что важнее лично для вас – процесс или результат? Процесс важнее. «Империя» – это только первая часть проекта «Музей вымысла». Мы уже сейчас работаем над продолжением. Я бы хотел, чтобы этот проект сопровождал меня всю жизнь. Я бы хотел попробовать себя в опере или в музыкальной комедии. Мы вместе с Робером провели два с половиной года, поэтому я хотел, чтобы это сотрудничество вылилось в конкретный результат, который можно было бы показать публике.