Изящный, будто бы хрустальный флакон, переливающийся всеми цветами радуги. Выведенная витиеватым почерком этикетка. Воображение само дорисовывает ароматы, которые могли бы сопровождать благородных москвичек конца XIX века. На выставке, посвященной французским парфюмерам в столице, побывала корреспондент «ВМ» и узнала, как развивалась эта индустрия. Не только качество, но и оформление душистой продукции гарантировало в прошлом успех парфюмеров по всему миру. Для того чтобы оценить все оттенки определенного аромата, клиентке необходимо было обратить внимание именно на этот, и ни на какой другой флакон. Одни манят простотой и сдержанностью, другие — множеством деталей и богатством отделки. Кажется, что на тонком стекле до сих пор сохранились ноты розовой воды или лаванды. — Первая фабрика парфюмерных изделий в Москве принадлежала французу Альфонсу Ралле, — рассказала куратор выставки Наталья Полонникова. — Она была открыта в 1843 году и действует до сих пор. Его ароматы отличала особая романтичность: «Нильская лилия», например, или «Русская фиалка». Кроме того, были «Букет Наполеона», «Серебристый ландыш» и «Источник любви». К созданию «отделки» для духов привлекались знаменитые ювелиры со всего мира. Над дизайном некоторых особо дорогих и эксклюзивных наборов работали специалисты Фаберже. А например, флакон одеколона «Северный», выполненный в форме медведя на льдине, был создан по заказу парфюмерной фабрики Генриха Брокара на основе эскиза Казимира Малевича. Не обходили стороной и изделия из мыла. Вот кусочки в форме букв алфавита — специально для детского пользования. А в аккуратной коробочке лежит — вот это да! — мыло в форме соленого огурца! На какие только изыски фантазии не шли специалисты ради привлечения внимания. — Это собрание представляет интерес не только для любителей истории московского быта, — добавила Полонникова. — Выставка, безусловно, даст творческий импульс современным представителям индустрии парфюмерии. Должную атмосферу царства изысканных ароматов прошлых столетий формирует и общий антураж. Вот у огромного трюмо напротив зеркала сложены пресс-папье и инструменты для завивки ресниц. Рядом на туалетном столике разложены бархатные коробочки с душистыми кремами. А стены соседнего зала увешаны плакатами и газетными объявлениями о поступлении в продажу новых для того времени открытий парфюмеров. — Представьте, на открытии в Москве второго магазина Брокара только в первые часы было продано две тысячи косметических наборов! — утверждает куратор выставки Наталья Полонникова. — Даже пришлось вызывать полицию для наведения порядка.