Войти в почту

Полёт над анфиладами. Третьи Дни Эрмитажа прошли во Владивостоке

Программа включала в себя выставки, прямо или косвенно связанные с главным музеем северной столицы. А ещё - мастер-классы ведущих реставраторов и фотографов, лектории, круглые столы, экскурсии, презентации, модные показы. Второй год неизменной популярностью пользуется кинотеатр виртуальной реальности «Эрмитаж VR». Современные технологии дали возможность каждому зрителю побывать в одном из просторных залов музея - «Юпитере». Живая античность Мысль о создании в приморской столице центра, где бы выставлялись шедевры Эрмитажа, зародилась у его руководителя Михаила Пиотровского во время посещения пост-саммитовского Владивостока. С одной стороны, для музея Петербурга важно пропагандировать искусство на другом конце земли. Для нас приблизиться к культурному достоянию западной России тогда было неосуществимой мечтой. Проект получил широкую поддержку в высших кругах власти. В 2013 г. по распоряжению президента Владимира Путина Эрмитаж подготовил специальные предложения для Екатеринбурга, Омска, Владивостока. К нам приехала специальная комиссия для выбора подходящего помещения. Бывший дом предпринимателя Даттона, что находится на Светланской, с колоннами и лепнинами начала ХХ века, идеально подходил для размещения будущего центра. Реконструкция здания - процесс небыстрый, планы могут измениться, хотя люди, причастные к проекту, скрещивают пальцы и надеются, что наш Эрмитаж расположится-таки в доме Даттона. Первой ласточкой стали Дни Эрмитажа в 2016 г. Начались они в июне: ко дню рождения Приморской картинной галереи из Петербурга во Владивосток доставили православную икону, написанную японским художником. Традиция выставок одного шедевра прижилась. Из демонстрации подлинного памятника искусства, хрупкого и бесценного, выставки переросли в серию событий, которые разворачивались вокруг единственного произведения. В 2017 г. посетителей галереи поразила древнегреческая ваза, на этот раз в центре внимания оказалась мраморная голова бога Ареса, выполненная неизвестным древнеримским скульптором во II веке нашей эры. - Пусть небольшое, но присутствие частички Государственного Эрмитажа во Владивостоке, - сказала на открытии дней директор галереи Алена Даценко. - Дни Эрмитажа - это возможность увидеть, чем живёт сегодня современный большой музей, куда он двигается, что он может дать для будущего центра Эрмитажа. Античность и скука не синонимы, а банальный обывательский стереотип. Тема экскурсий, обсуждения, квестов вызвали живой интерес посетителей мероприятия. Состоялась уникальная подиумная дискуссия «Классика и современность. Живая античность или античная мифология в европейской культуре». - Памятников времен античности не встретишь в музеях Дальнего Востока, - высказывается преподаватель истории Мария Курагина. - Подобные выставки действительно впечатляют. Арес - это не только жестокий бог войны, но и мужчина необыкновенной красоты, что воплощено в работе. Хранитель коллекции античной скульптуры в Эрмитаже Людмила Давыдова отметила, что у этого памятника интересная история. Скульптура - повод для серьёзных разговоров и глубокого погружения зрителей в пространство искусства. - Голова Ареса сближает и Петербург, и Владивосток с мировой культурой, - подчеркнула специалист. - Моя задача - показать, что античность - живая. Идеалы, которые исповедовали античные философы, писатели, скульпторы - бесконечный источник вдохновения для современных творцов. Апофеозом события стал перформанс «Читаем Гомера», идею которого предложила Людмила Давыдова. 30 участников, среди которых были и студенты Дальневосточного института искусств, прочли великие строки из «Илиады». К сожалению, выставка «Неистовый сен Зевса. Голова Ареса» закрылась одновременно с Днями Эрмитажа. Наедине с Юпитером Большое внимание было приковано и к серии мастер-классов от команды реставраторов из Эрмитажа. Поучиться у западных коллег приехали из Хабаровска, Иркутска, Сахалина, Камчатки. Реставратор - профессия штучная, к примеру, во Владивостоке, их по пальцам пересчитать. Художник-реставратор масляной живописи I категории Светлана Плешивцева, проработавшая в галерее свыше полувека, шутит: «Моего полку прибыло». На этот раз тема мастер-классов была для нас самая близкая - восточная живопись на «рисовой» бумаге. Заведующая Лабораторией научной реставрации восточной живописи Эрмитажа Елена Шишкова рассказала, что в музее за много лет сложилась школа реставрации, и специалистам важно делиться знаниями с коллегами из других регионов. Идея мастер-классов началась с необычной находки. Обнаружились картины, которые вызвали удивление даже у видавших виды сотрудников Эрмитажа - китайские миниатюры на тончайшей рисовой бумаге. Такие памятники - уникальны и неповторимы. Дальневосточные художники узнали о том, как сохранить живописные произведения на тончайшей основе. Слушатели необычного курса получили свидетельства. Второй год во Владивостоке работает программа «Эрмитаж VR». Виртуальные экскурсии по залу музея «Юпитер» полюбились зрителям, особенно любопытной и подвижной детворе. Участник программы, надев шлем и взяв в руки джойстик, мог свободно перемещаться по залу, от одного произведения к другому, подробно знакомясь с информацией и аннотациями. Можно было даже «взлететь» под потолок и полюбоваться на шедевры с высоты. Ещё одно преимущество виртуального путешествия - зритель в зале совершенно один, что редко случается в реальной жизни музея. - Зал поражает своими масштабами, - поделилась старшеклассница Алла Певцова. - Особенно грандиозна скульптура Юпитера. Планируем семьей поездку в Петербург, обязательно побываю в реальном Эрмитаже. А летать под анфиладами - это фантастика! Жаль расставаться Массу позитивных отзывов оставило модное шоу от модельера Алены Миланской, прошедшее в рамках Дней Эрмитажа. Это логическое продолжение истории выставки «Кино и мода» из фонда Александра Васильева. К событию привязана и подиумная дискуссия «Искусство и мода. Street-fashion Владивостока», в которой приняли участие, как сотрудники музея Петербурга, так и приморские дизайнеры. Люди высокого искусства и высокой моды нашли точки соприкосновения, дискуссия переросла в дружескую непринуждённую беседу. Галерея, где кипит творческая жизнь, должна привлекать в свои ряды молодых, и это касается не только студентов художественного колледжа и академии искусств. Ярким событием дней Эрмитажа стала презентация Молодёжного образовательного центра. Это новое музейное пространство, где создаются экспериментальные образовательные и культурные программы для студентов северной столицы, России и зарубежья. - Сначала был скромный клуб, который вырос в значительную организацию, - рассказала о задачах центра его искусствовед Екатерина Бычкова. - Здесь максимум интересной и полезной информации для студенческой молодежи, В некотором смысле центр Эрмитажа можно сравнить с владивостоксой молодежной библиотекой «Бук». Это место, где аккумулируются идеи, личности, темы, интересные сложной и непокорной аудитории 18+. Любопытно, что в молодёжном центре святая святых сегодня проходят фестивали кибернетического искусства. Отмечена вниманием публики и фотовыставка «Интерпретация». Она познакомила с избранными работами студентов Молодёжного образовательного центра Эрмитажа и факультета фотографии Школы дизайна Парсонс (Нью-Йорк, США). Темы, предложенные для раскрытия, необычны для фотопроектов: «Взаимодействие и пространство», «Портрет в музее», «Современные интерпретации любви», «Страх» «Натюрморт и человек». - Как быстро пролетели дни, и закончились мастер-классы с фотохудожником Игорем Лебедевым, - отозвалась о мероприятии «Творческая фотография» студентка Ольга Котова. - Шесть дней мы с удовольствием слушали его и обсуждали разные фотографии. Жаль расставаться. На память фотографы Владивостока получили красочные каталоги выставки «Интерпретация. Избранное. The Best of 2009-2014». А в бывшем Доме Даттона прошёл видеомост, соединивший Владивосток и Петербург. Время от времени это творческое пространство открывается для зрителя. Там, где возможны коммуникации на тему культуры, развития Владивостока. Разговор об Эрмитаже со зрителем состоялся задолго до открытия центра. КСТАТИ Мероприятия проводились в залах Приморской картинной галереи и Дальневосточном Федеральном университете. Передвижные выставки Эрмитажа имели успех в Лондоне, Лас-Вегасе, одна из площадок до сих пор работает в Амстердаме. Крупные региональные центры предполагается открыть в Екатеринбурге и Омске. ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.

Полёт над анфиладами. Третьи Дни Эрмитажа прошли во Владивостоке
© АиФ-Владивосток