Увлекательная прогулка по фестивальным лабиринтам

4 октября концертом, где Глюк и Пьяццола будут соседствовать с опусами российских современных авторов, финиширует Х Большой фестиваль РНО – Российского национального оркестра, за дирижерским пультом которого будет стоять основатель и худрук коллектива Михаил Плетнев. Стало уже традицией, что своим осенним фестивалем в Концертном зале им. Чайковского РНО задает камертон всему филармоническому сезону в столице. В этом году программа форума из шести вечеров оказалась удивительно разнообразной и даже пестрой. Представив в одном концерте микст фрагментов из опер «Черевички» Чайковского и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, Михаил Плетнев не в первый раз заявил о себе, как об очень интересном оперном дирижере, с которым, быть может, работать непросто, но очень увлекательно и содержательно. Жаль, что у наших оперных театров не складываются творческие отношения с музыкантом. Как очень жаль и то, что в этот раз Михаил Плетнев на фестивале своего оркестра не выступил в качестве пианиста, потому что его фортепьянные концерты – неизменно событие мирового масштаба. Но похоже, ныне была сделана ставка на «брызги шампанского». Первой кульминацией фестиваля стала концертная версия «Кандида» Леонарда Бернстайна. Почему-то не самое удачное и популярное произведение оказалось в Москве едва ли не единственным способом отметить столетие композитора. Получилось весело, немного пошло из-за конферанса рассказчика, чья роль обозначена в либретто, а ныне досталась известному телевизионному шоумену Александру Олешко. Вокальное исполнение было международным, но усредненного качества, в котором запомнились темпераментный американский дирижер Джозеф Олефирович, правда, не нашедший достаточного для успеха отклика в оркестре, и его соотечественница меццо-сопрано Ким Крисвелл, сразившая зал не пением, а избыточной артистичностью. Но ее пожилая, рыжеволосая бестия запомнилась надолго. Однако самым звездным именем на афише фестиваля было Анджела Георгиу, румынская сопрано, которая пару десятилетий назад была первым голосом мировой оперы. Но нынешний ее визит засвидетельствовал, что голос практически полностью покинул певицу. И она это понимает – поет всего по три номера в каждом из двух отделений, но усердно продолжает изображать рrimadonna assoluta. В оперных кругах Георгиу часто называют Дракулеттой. Во-первых, потому что она родилась в городке Аджуд на востоке Трансильвании, где, согласно мифу, обитал граф Дракула. Во-вторых, потому что она довила множество интендантов, дирижеров и режиссеров до отчаянья своими абсурдными требованиями и претензиями. На сей раз администрация Российского национального оркестра выстояла. И концерт состоялся, доказав, что самый важный талант для певца – это умение вовремя попрощаться с публикой, поставив жирную точку в своей вокальной, пусть и некогда блистательной карьере. Исправлять печальное впечатление от этого концерта сегодня будет самая разная музыка, а солирующими голосами станут домра, балалайка и баян. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Михаил Плетнев, народный артист России: – Задумывая фестиваль без малого десять лет назад, мы не строили планов на многие годы вперёд – нашей целью было что-то такое, что станет праздником музыки для истинных ценителей, готовых разделить с нами радость творчества. Нынешний, уже десятый фестиваль, что свидетельствует о том, что нам это удалось. Успех Большого фестиваля – заслуга многих людей, и прежде всего музыкантов оркестра, талантливых, неравнодушных. Благодаря им фестиваль живёт и развивается, что, на мой взгляд, является главным итогом этих лет.

Увлекательная прогулка по фестивальным лабиринтам
© Вечерняя Москва