«Бесплатная» диагностика окон обошлась тюменке в 88 тысяч: как обманывают доверчивых пенсионеров
Родственники пенсионерки обратились в полицию. Приехавшие на место дознаватели сняли с окна отпечатки пальцев Звонок, приятный женский голос в телефонной трубке обращается по имени отчеству и предлагает в любое удобное время провести бесплатную диагностику пластиковых окон. Именно так начинаются истории обмана сотен тюменских пенсионеров. От ручек до рулонных штор 84-летняя Татьяна Владимирова (имя изменено по просьбе потерпевшей. — Прим. ред.) попалась на удочку навязчивых мастеров в августе прошлого года. Первая бесплатная диагностика обернулась доверчивой пенсионерке ремонтом на сумму более 10 тысяч. В следующий раз представители компании пришли под предлогом проверки качества выполненных ранее работ. В итоге пенсионерке выписали еще один счет — уже на 11 тысяч рублей. Такая визитка была прикреплена к договору, который заключили с пенсионеркой Профилактика окон оказалась бесконечной. Мастера сделали откосы и заменили подоконник, установили москитные сетки, поменяли всю фурнитуру, а вместо одной глухой створки установили поворотную. Заботливые мастера убедили пенсионерку, что ей просто необходимо, чтобы окно на кухне открывалось настежь. Через пару месяцев после первой диагностики представители компании по ремонту окон стали появляться на пороге пожилой женщины уже без предварительных звонков. Судя по датам, их нежданные визиты практически всегда совпадали с получением пенсии. Мастера на все руки и дальше планировали оказывать пенсионерке услуги, в которых она не нуждалась, но в их планы вмешались родственники. В один из визитов они заметили на окне бабушки новенькие рулонные шторы, стали расспрашивать, откуда они взялись, и попросили показать все документы. В итоге выяснилось, что с августа 2017 года по сентябрь 2018-го специалисты компании по ремонту окон приходили к пожилой женщине шесть раз. За оказанные услуги, суть большинства из которых доверчивая клиентка даже не смогла понять, они получили в общей сложности 87 тысяч 600 рублей. Это почти половина пенсии тюменки за год. Рулонные шторы на две небольшие створки обошлись пенсионерке в 10 тысяч рублей. Замеры, судя по этому листу, были сделаны на глаз — Наша семья никогда не задумывалась, куда бабушка тратит свою пенсию. Мы всегда сами покупаем и приносим ей всё необходимое. Она платит только за свою квартиру и за телефон. Все остальные траты лежат на нас. Наша бабушка, несмотря на преклонный возраст, абсолютно дееспособная — она всё делает своими руками. Мы каждый день с ней созваниваемся, и она, по сути, всегда под контролем. Многочисленные ремонтные работы на ее окне мы заметили только после появления рулонных штор. Всё, что они делали до этого — подоконник с улицы, новые ручки, — не бросалось в глаза, — рассказала 72.ru внучка пострадавшей пенсионерки. Вот, кстати, те самые рулонные шторы, за которые пенсионерка заплатила 10 тысяч Стоимость всех оказанных услуг, по мнению родственников, была завышена в разы. Поэтому они собрали все договоры со счетами и написали заявление в полицию. Помимо этого родные доверчивой пенсионерки обратились с просьбой проверить деятельность «Компании по ремонту окон» (во всех договорах фигурирует ИП Хамматов Дилюс Азатович, зарегистрированный в ХМАО. — Прим. ред.) в Роспотребнадзор, региональное управление Следственного комитета и областную прокуратуру. Что это за компания? Фирмы, обозначающие себя в договорах как ИП Хамматов Д.А., уже не первый год успешно работают по всей России. Многочисленные истории пострадавших, большинству из которых далеко за 70 и даже за 80, в интернете рассказывают родственники. Многие не знают, стоит ли обращаться в полицию, ведь фактически пенсионеры сами согласились на всё и добровольно отдали деньги. Хотя факты навязывания услуг и завышения их стоимости здесь налицо. — Похоже, что они просто приезжают в город, снимают небольшой офис, берут базу данных местных пенсионеров, которую, оказывается, без проблем можно купить, нанимают оператора, обладающего даром убеждения, и начинают обзванивать стариков, предлагая им бесплатную диагностику. В полиции говорят, что уже сотни таких заявлений, при этом нужно понимать, что многие не обращаются, — добавила родственница пострадавшей жительницы Тюмени. Если верить данным, указанным на визитке, тюменский офис компании находится на шестом этаже этого здания (улица Дзержинского,15) Мы позвонили по телефону, который был указан в визитке, оставленной тюменской пенсионерке. Мужчина, поднявший трубку, заверил нас, что именно он является руководителем компании, и согласился ответить на вопросы про обман пенсионеров. Правда, с кем именно нам удалось поговорить, непонятно. Называть свое имя собеседник отказался. — Что подразумевает под собой обман? Это когда человек приходит забирает деньги и ничего не делает — вот это обман. То, что мы ходим только к 80-летним, неправда. Нашими клиентами являются люди от 26 до 80 лет. А то, что некоторые клиенты потом жалуются в Роспотребнадзор, я считаю нормальным явлением в нынешней экономической ситуации. Жалобы как были, так и будут, это издержки работы. Есть клиенты довольные, а есть клиенты, которые всю жизнь недовольны, как бы хорошо им всё ни делали. Просто есть такой тип людей. Им всегда что-то не нравится, — пояснил представитель компании по ремонту окон. Буквально месяц назад мы рассказывали вам про другую тюменскую пенсионерку, пострадавшую от навязчивых действий сотрудников этой компании. 67-летняя жительница Ярково Нина Семенова отдала за «бесплатную» диагностику 30 тысяч рублей. Ее родственники направили жалобу в Роспотребнадзор, и после этого оконных дел мастера согласились вернуть деньги. Чем закончится история 84-летней Татьяны Владимировой, пока не известно. Заявление от имени пострадавшей пенсионерки ее родственники направили в городской отдел полиции № 7 в сентябре. В правоохранительных органах тюменцам пояснили, что проверку поручили участковому. С каждым новым визитом мастеров в квартиру Татьяны Владимировой перечень работ рос. Заметно увеличивалась и их стоимость Куда обращаться за помощью? Воздействовать на таких недобросовестных предпринимателей, говорят в Роспотребнадзоре, удается только с помощью суда. Обычно они соглашаются возвращать деньги еще до рассмотрения искового заявления. Можно попробовать обратиться и в полицию, но здесь нужно понимать, что для возбуждения уголовного дела необходимо доказать факт обмана. — В данных случаях услуга всё-таки оказывается и явного обмана нет. В качестве примера можно вспомнить историю с фильтрами, где навязчивые продавцы демонстрировали потенциальным клиентам, как вода меняет цвет; вот это был явный обман, и его можно было расценить как мошеннические действия. В случае с окнами всё не так однозначно. Здесь идет навязывание и завышение цен, а это уже больше компетенция специалистов Роспотребнадзора, — пояснила 72.ru Светлана Новик, руководитель пресс-службы областной полиции. Получается, что навязчивый, но всё-таки относительно честный бизнес и завуалированное мошенничество разделяет очень тонкая грань. Сами мастера компании по ремонту окон не считают себя виноватыми. Наказания за злоупотребление доверием пожилых людей в уголовном кодексе, к сожалению, нет. Это, скорее, вопрос к совести, которая, как показывает практика, есть далеко не у всех предприимчивых граждан.