Во Владивостоке назвали победителей грантовой программы обмена исследованиями «Контактные зоны: Дальний Восток»
Ее объявил ЦСИ «Заря». Владивостокский центр современного искусства «Заря» и «Фонд содействия развитию современного искусства «Заря» объявили лауреатов международной грантовой программы обмена исследованиями «Контактные зоны: Дальний Восток», открывшей набор заявок в июле 2018 года. Победителями, которые по условиям гранта смогут реализовать свои проекты в одной из азиатских институций, стали российские исследователи – куратор Дарья Богданова (Владивосток) и художник, куратор и исследователь Николай Смирнов (Москва), а участниками из Китая, которых примет арт-резиденция ЦСИ «Заря», стали кураторы Космин Костинас (Гонконг) и Джу Джейд Ма (Шанхай). Об этом передает пресс-служба «Зари». Программа призвана способствовать изучению и самоидентификации дальневосточного региона, имеющего уникальные географические и исторические особенности, развитию культурного обмена и сотрудничества между Россией и странами Дальнего Востока. Основная задача проектов – работа с местным культурным контекстом. Исследовательская работа Дарьи Богдановой, дизайнера и куратора из России, будет реализована в ноябре 2018 года в резиденции одной из партнерских институций – HOW Art Museum (Шанхай). Проект направлен на работу с историческим наследием города и формированием качественной и разнообразной городской среды. «Мое исследование основано на феномене городов-бухт на примере Шанхая и Владивостока, их географической открытости, порой вынужденной политической изолированности, – комментирует Дарья Богданова. – Мне интересно влияние парадокса одновременно закрытого и открытого пространства на развитие художественной и творческой жизни этих городов». Еще одна партнерская институция ЦСИ Para Site (Гонконг) осенью 2019 года примет российского художника и куратора Николая Смирнова, который представит свой исследовательский проект о спекулятивном пространстве-времени на Восточной кромке Евразии. Создание нарратива будет базироваться на двух художественных фикциях жанра future war (будущая война) 1897 и 1915 годов, действие которых происходит во Владивостоке и Гонконге, а также на спекулятивно-эсхатологическом пространстве-времени русских старообрядцев, которые наводнили Гонконг в 1950-1960-х годах. «Я планирую создать нарратив о спекулятивных, то есть, определенных из будущего или воображаемого пространства культурных структурах региона, включая примеры из прошлого, которые сегодня выглядят как предшественники современного рекурсивного мышления, — комментирует Николай Смирнов. – Это повествование, которое я планирую исполнить в конце моего пребывания в Гонконге, будет в равной степени базироваться на исследовании, теоретических обобщениях и художественной интуиции». Арт-резиденция центра современного искусства «Заря», в свою очередь, в октябре 2018 года встречает куратора и исполнительного директора ЦСИ Para Site Космина Костинаса, который будет участвовать в перформативном симпозиуме «К новым политиям географического воображения», а в ноябре – куратора HOW Art Museum Джу Джейд Ма с проектом «Город с двумя именами». Автор сосредоточит внимание вокруг анализа коннотаций и контекста появления в китайском языке двух названий города Владивосток: Fúlādíwòstītuōkè (符 拉迪沃斯 托克) и Hǎishēnwǎi (海参崴). «Мое исследование одновременно изучает два «культурных слоя» Владивостока: наследие китайского народа и современную арт-сцену. Эти две вышеупомянутые интерпретации истории Владивостока будут служить отправной точкой для моих исследований, – отмечает Джу Джейд Ма. – Я думаю, что мои исследования будут представлены в виде путевых заметок и материала для лекций, которые станут основой для моих дальнейших исследований и кураторской практики в Северо-Восточной Азии». Тема самоидентификации региона является актуальной для исследовательской и выставочной деятельности центра современного искусства «Заря». Важным элементом выставочного сезона 2018-2019 станет перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который пройдет с 7 по 9 октября 2018 года между открытием выставок «Сейчас: Северо-Восток» (07.10.2018-16.12.2018) и «Метагеография» (10.10.2018-13.01.2019), объединяя участников и экспертов с обеих сторон, как и специально приглашенных гостей. Три события — два вернисажа и симпозиум — сформируют своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения. В рамках программы участникам будет предоставлено проживание в резиденции партнерской институции, координационная и информационная поддержка, возмещена стоимость авиабилетов, страховки и визовых сборов, а также участники из России получат грант в размере 65000 рублей. Справка о лауреатах гранта Дарья Богданова (Владивосток) окончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса по специальности «Дизайн среды». С 2008 года сотрудничала с Приморским государственным музеем имени Арсеньева в качестве дизайнера и куратора проектов. Работа с историческим наследием города и формирование качественной и разнообразной городской среды – основная тема работ и проектов последних 10 лет. Николай Смирнов (Москва) работает как художник, куратор, географ и исследователь с пространственными практиками и репрезентациями пространства в искусстве, науке, музейных практиках и повседневности. Его деятельность сосредоточена на анализе и воплощении комплексных нарративов в форме текстов, выставочных диспозитивов и фильмов. Космин Костинас (Гонконг) с 2011 года – исполнительный директор ЦСИ Para Site. Изучал всеобщую историю и историю искусств в университете Бабес-Боляй (UBB), в Клуж-Напока (Румыния). В настоящее время сотрудничает с журналами Idea Arts+Society (Клуж) и Version (Париж/Клуж), а также является экспертом Patterns/Erste Foundation (Вена). В 2005-2007 гг. выступил в качестве одного из редакторов проекта Documenta Magazine (часть выставки Documenta-12, Кассель). Приглашенный куратор Дакарской биеннале 2018 г., соавтор 10-й Шанхайской биеннале (2014), со-куратор 1-й Уральской промышленной биеннале (2010). Принимал участие в организации более 20 выставок в Para Site, BAK (Нидерланды), фонда искусств «Кадист» (Париж). Соавтор романа «Филипп» (2007), а также автор и редактор нескольких книг, журналов и выставочных каталогов. Ведет активную преподавательскую деятельность в различных университетах и школах искусств по всему миру. Джу Джейд Ма (Шанхай) – куратор HOW Art Museum. Получила степень бакалавра в области производства фильмов и media-studies в Университете Пекина, степень магистра арт-Менеджмента в школе искусства института Чикаго. Джу Джейд Ма как исследователя интересуют, прежде всего, особенности межкультурного взаимодействия и социальные практики в искусстве. Принимала участие в качестве организатора и куратора таких выставок, как «MANIFESTO: Джулиан Розфельдт» (2017), Lettres du Voyant: Joseph Beuys × Nam June Paik (2018), «Аккультурация, инкультурация, транскультурация: китайское искусство в США через поколения» в галерее Agora, Нью-Йорк (2015) и др. Автор статей в периодических изданиях Afterimage, Art Monthly Magazine и Scope Yishuke. Центр современного искусства «Заря» был открыт во Владивостоке в 2013 году по инициативе российского предпринимателя, мецената, основателя крупнейшей российской алкогольной компании BELUGA GROUP Александра Мечетина. ЦСИ располагается на территории творческого кластера «Заря» в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики. Главной задачей центра является представление в Приморье лучших достижений современной культуры России и мира, поддержка художников и местного арт-сообщества. Со второй половины 2014 года при ЦСИ «Заря» также работает единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке. В первую очередь резиденция предлагает художникам ориентироваться на региональный культурный и природный контекст. По итогам конкурса на участие в программе 2018 году было подано в общей сложности 310 заявок от индивидуальных художников и коллективов из 15 стран мира, 21 проект был одобрен комиссией на реализацию в ЦСИ «Заря». HOW Art Museum (Шанхай) был основан китайским коллекционером мистером Чжен Хао, Музей был открыт для широкой публики в сентябре 2017. HOW Art Museum представляет выставки, выпускает публикации и проводит образовательные программы, стимулируя критическое мышление и содействуя открытому диалогу между современным искусством и обществом. Основная коллекция музея включает 400 работ и литературных произведений Йозефа Бойса, репрезентативные работы Дэмиена Херста, Маркуса Люперца, Аниша Капура, Даррена Алмонда, Яой Кусама, Чун Кван-Янга, а также некоторые выдающиеся произведения Сюй Бин, Чжан Сяогана, Линь Тяньмяо, Чжан Хуана, Ай Вэйвэя, Чжан Ван и других художников. Para Site (Гонконг) является ведущим центром современного искусства в Гонконге, одним из старейших и наиболее активных независимых художественных учреждений в Азии. Он проводит выставки, осуществляет публикации, реализует образовательные проекты, направленные на формирование критического взгляда на локальные и международные явления в искусстве и обществе. Para Site был основан в начале 1996 года как площадка, руководство которой осуществляют сами художники, стала первой выставочной институцией современного искусства в Гонконге, оставаясь самоорганизованной структурой, играющей важную роль в гражданской жизни города в течение неопределенного периода, предшествующего передаче материковому Китаю. За годы работы Para Site превратился в центр современного искусства, который проводит широкий спектр мероприятий, сотрудничая с другими художественными учреждениями, музеями и кадемическими структурами Гонконга и окружающего мира.