Байки с погоста: Мельников-Печерский «помирился» с раскольниками, фотограф Дмитриев умер в забвении
Историю создания Бугровского кладбища мы вкратце осветили в первом выпуске «баек». В нём также рассказывается о сожжении революционера Германа Ливена и загадочной гибели немецкого эмигранта Макса Гёльца. Далее наши читатели узнали о судьбе всесильного главы НКВД Горьковского края Матвея Погребинского. Сегодня мы поговорим о деятелях культуры и спорта, похороненных на Бугровском погосте. Начнем, разумеется, с известного русского писателя и этнографа Павла Ивановича Мельникова-Печерского (1818–1883). Его прах покоится рядом со старообрядческой церковью Успения Божьей Матери. Ирония заключается в том, что значительную часть жизни он посвятил борьбе с раскольниками Нижегородской губернии. Изначально он был похоронен в некрополе Крестовоздвиженского монастыря, но в 1953 году его прах перенесли на Бугровское кладбище (примечательно, что погост носит имя самого известного нижегородского купца-старообрядца). Мельников-Печерский служил чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он участвовал не только в преследованиях староверов, но даже в разорении некоторых старообрядческих скитов и молелен. Выйдя в отставку в чине действительного статского советника, Павел Иванович всерьёз занялся литературной деятельностью. Его до сих пор воспринимают как одного из авторитетных авторов в области старообрядчества. Хотя сами раскольники считают, что его описания старообрядческой среды и нравов носят тенденциозный характер. Самые известные произведения: дилогия «В лесах» и «На горах», в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита. На этом погосте покоятся десятки известных артистов. Среди них народный артист СССР, композитор Александр Александрович Касьянов (1891–1982). Он 30 лет заведовал музыкальной частью Горьковском академическом театре драмы имени М. Горького, преподавал в Горьковской консерватории, был председателем правления Горьковского отделения Союза композиторов РСФСР. Александр Александрович — автор опер «Степан Разин», «Партизанка», «Фома Гордеев», «Ермак» и других музыкальных произведений. Здесь покоится народный артист РСФСР, режиссёр театра Николай Иванович Собольщиков-Самарин (1868–1945). Многие лучшие страницы летописи Нижегородского театра связаны с деятельностью этого талантливого человека. Можно выделить два периода его работы на нижегородской сцене: с 1892 по 1899 год и с 1924 по 1945 год. В сентябре 1896 года Николай Иванович с драматической труппой отрыл первый сезон в новом здании театра, который и поныне располагается по адресу: улица Большая Покровская, 13. Во время второго нижегородского периода жизни режиссёра в театре утвердились основные творческие принципы, сложился интересный репертуар, сформировалась богатая актерская труппа. На Бугровском погребён знаменитый дирижёр, народный артист РСФСР Израиль Борисович Гусман (1917–2003). В 1942 году Гусман стал руководителем оркестра 4-го Украинского фронта. Давал концерты для армии и гражданского населения в Украинской СССР, Польше, Чехословакии и Германии. С 1946 по 1957 год Израиль Борисович работал главным дирижёром Харьковского оркестра. Примечательно, что дирижёрскому мастерству у него учились Мстислав Ростропович и Владимир Спиваков. С 1957 по 1987 год Гусман возглавлял симфонический оркестр Горьковской филармонии. Израиль Борисович выступал с крупнейшими симфоническими коллективами СССР: Государственным оркестром, Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения, оркестром Ленинградской филармонии и другими. Бугровское кладбище стало последним домом для некоторых выдающихся спортсменов. Здесь, например, покоится лидер сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина Павел Карелин (1990–2011). 21-летний спортсмен погиб 9 октября в автокатастрофе на трассе М-7 в Воротынском районе Нижегородской области. Один из лучших российский прыгунов с трамплина сел за руль своего «Мерседеса» изрядно пьяным, поэтому не справился с управлением авто. Примечательно, что водительские права у него забрали месяцем ранее за управление машиной в нетрезвом состоянии. Неподалёку похоронен заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион Виктор Георгиевич Бушуев (1933–2003). С 1955 по 1960 годы он входил в сборную Советского Союза. На олимпийских играх в Риме (1960) завоевал для Нижегородской области первую и пока единственную золотую медаль в тяжелой атлетике. Виктор Георгиевич — автор трёх мировых рекордов в лёгком весе в троеборье: 385 кг (1957), 390 кг (1958) и 397,5 кг (1960). Один из самых титулованных спортсменов на Бугровском кладбище — заслуженный мастер спорта СССР по фехтованию Герман Александрович Свешников (1937–2003). Он обладатель трёх олимпийских медалей — двух золотых и одной серебряной, девятикратный чемпион мира, пятикратный чемпион СССР. Нельзя не упомянуть о двух, знаменитых на всю страну, фотографах, которые покоятся на этом погосте. Первый — мастер фотоискусства Андрей Осипович Карелин (1837–1906). Он, хоть и происходил из крестьян, но уже в 10-летнем возрасте начал учиться иконописи. В возрасте 20 лет Карелин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. В конце 1850-х годов он начинает заниматься фотографией. В 1865 году Андрей Осипович вместе с женой и детьми переехал из Санкт-Петербурга в Кострому, где занимался портретной и церковной живописью, а также работает в фотомастерской. Спустя год умирает его супруга, он женится повторно — на родственнице поэта М.Ю. Лермонтова. Вместе с второй женой и тремя детьми от первого брака Карелин переезжает в Нижний Новгород. Здесь у супругов родилось ещё трое детей. В Нижнем Новгороде Карелин открыл фотомастерскую «Фотография и живопись» и рисовальную школу. Вместе со знаменитым живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным они создают альбом «Нижний Новгород» (1870 г.). На Нижегородской ярмарке он открыл свой павильон и постоянно работал в нём. За свой вклад в фотоискусство Андрей Осипович получил множество престижных международных наград, а в 1879 году император Александр III пожаловал его золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте «за полезное участие в Парижской Всемирной выставке». Второй знаменитый фотограф — Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) — был учеником Карелина. В 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа Настюкова, где овладел мастерством фотоискусства. В 1874 году 16-летним юношей он впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы ярмарки, где его шеф владел своим павильоном. Здесь юный фотохудожник встретил Карелина. Встречу эту можно назвать судьбоносной — через три года молодой человек переехал в Нижний Новгород насовсем. В 1879 году Дмитриев начал работать в фотоателье Карелина, а через 8 лет Максим Петрович становится владельцем собственного салона. Гостями его мастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин и, конечно, Максим Горький, с которым фотографа связала крепкая дружба. Он также стремился снимать живую природу, людей в домашних условиях. На Всемирной выставке в Париже 1892 года Дмитриев удостоился золотой медали. Иностранная пресса пестрела хвалебными отзывами. Большое внимание Максим Петрович всегда уделял бедам простого народа. Широко известны его снимки разоренных голодом деревень, умирающих детей, самоотверженной работы врачей, помогающих больным крестьянам. В 1894–1903 годах Дмитриев создаёт цикл фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлев места на Верхней и Средней Волге. Фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимал археологические находки. После Октябрьской революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, снимая разруху первых лет советской власти и результаты первых социалистических пятилеток. В 1929 году его фотоателье перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме. Её члены варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16 000 негативов. Вскоре краевое архивное бюро изъяло у Детской комиссии уцелевшие фотоматериалы (7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провёл в забвении. Немногие знают, что он умер в весьма преклонном возрасте, пережив даже Великую Отечественную войну. Историки и архитекторы до сих пор обращаются к художественному наследию Дмитриева и его учителя — Карелина, поскольку весьма сложно найти более объективные и красочные иллюстрации нижегородской жизни конца XIX — начала XX века.