Лучшие ставки по займам предлагают кэптивные банки
Несмотря на санкции и падение реальных доходов большинства россиян, рынок автозаймов активно развивается: на смену госпрограммам пришли проекты от кэптивных банков, развитие сегмента подержанных автомобилей и новые продукты. Восстановление авторынка в значительной степени обусловлено действием госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», на которые пришлось около 30% от всего объема предоставленных кредитов в первом полугодии 2018 года. Однако скоро ситуация изменится: государственные программы завершились досрочно. «Темпы продаж автомобилей могут снизиться до конца этого года. Это будет связано и с тем, что требуемая сумма для приобретения увеличится, и с тем, что в первом полугодии реализовался так называемый спрос будущих периодов — ожидая завершения программы, люди спешили сделать покупку, возможно, даже раньше, чем планировали», — полагает управляющий директор по розничным продуктам Абсолют Банка Антон Павлов. Ситуация ухудшится, если ЦБ РФ поднимет ключевую ставку из-за внешних шоков. Тем не менее специалисты все же рассчитывают на рост рынка по итогам года — как минимум на уровне 20%. «С одной стороны, из-за завершения действия программы господдержки автокредитования некоторым игрокам будет тяжело показывать прежние темпы продаж автомобилей. С другой стороны, отсутствие позитивной динамики в реально располагаемых доходах населения и одновременный рост курсов доллара и евро приведут к увеличению доли продаж автомобилей в кредит», — заметил заместитель председателя правления банка «Восточный» Алексей Крейтор. Уже сейчас среди некоторых марок есть те, у которых доля продаж в кредит превышает долю покупок за счет собственных средств. «Доля кредитных автомобилей в общем объеме превысила половину. Причем это связано не столько с падением реальных доходов, сколько со снижением ставок, которое продолжается и после остановки снижения ключевой ставки ЦБ. Продолжает расширяться потребительская модель поведения населения, когда кредит растет во всех сегментах», — отметила первый заместитель председателя правления Локо-Банка Ирина Григорьева. По ее словам, помимо программ господдержки и субсидирования спрос стимулируют и предложения дилеров о приобретении машин с последующим выкупом. По мнению экспертов, сейчас позиции на рынке автозаймов укрепляют кэптивные банки. Эти финансовые учреждения выдают ссуды напрямую от производителя, как правило, одного бренда. Благодаря реализации специальных программ с автопроизводителями, кэптивные банки создали схемы автокредитования со ставками существенно ниже среднерыночных. На российский рынок автокредитования повлиял и рост цен на автомобили. «В первом полугодии, по официальным данным, средневзвешенные цены на новые легковые автомобили выросли на 3,5%. Но нельзя исключать сценария, что до конца года цены могут еще вырасти на фоне ослабления курса рубля», — отметил Антон Павлов. В политику многих производителей заложено, что при падении курса национальной валюты на 5–10% происходит коррекция цен. В этом случае доступность автомобилей для граждан снизится, особенно это отразится на массовом сегменте. Перспективы рынка в будущем году пока достаточно туманны. Все зависит от решения властей. Правительство предусмотрело возможность продления программ государственной поддержки на 2019–2020 годы, однако пока этот вопрос остается открытым. Если решение поддержать отрасль все-таки состоится, то мы сможем увидеть рост рынка на уровне 2018 года. Если же автомобильной отрасли откажут в помощи, показатели будут существенно скромнее. Ряд специалистов считают, что при отсутствии сильных внешних шоков рынок будет развиваться самостоятельно. В первую очередь за счет реализации партнерских программ с автопроизводителями, которые могут частично субсидировать ставку по кредиту. Еще один путь развития рынка автокредитования — смещение спроса в более доступный сегмент подержанных автомобилей. Если раньше это был «серый» рынок, где существовали серьезные риски приобрести угнанный автомобиль или побывавший в серьезной аварии, то сейчас продавцы и покупатели имеют возможность проверить «историю» автомобиля, качество его технического обслуживания. Банки также готовы предложить своим клиентам новые продукты по автокредитованию. Например, программа автокредита с остаточным платежом в первую очередь заинтересует тех, кто раз в 2–3 года привык менять машину. «По условиям этой программы при погашении кредита погашение большей части основного долга переносится в конец, то есть ежемесячно клиент вносит средств меньше, чем если бы он взял обычный кредит», — уточнил Антон Павлов. Большую часть кредита — остаточный платеж — клиент возвращает банку в самом конце, когда продает автомобиль. Кроме того, многие банки упрощают требования к заемщикам и идут на частичную либерализацию условий. Так, во многих кредитных учреждениях появилась опция оформления кредита без страхования залога, а также программы с нулевым первоначальным взносом. Эта тенденция только набирает обороты, но наверняка задержится на рынке. «В следующем году участники рынка будут стремиться удержать высокую долю продаж новых автомобилей в кредит, перестраиваться под запуск специальных предложений, продвигать пакетные продукты, предполагающие набор страховых и сервисных услуг, упрощать схему кредитования. Лидеры рынка автокредитов перестроили продуктовую линейку на формат автомобильного конструктора. Клиент сам может выбрать опции по кредиту — по аналогии с тем, как он выбирает модель автомобиля и дополнительное оборудование», — отметил руководитель департамента автобизнеса, старший вице-президент ВТБ Алексей Токарев. Источник