Постмиллениалы: следующее поколение россиян будет лучше, чем вы думаете
Детей, родившихся после 2000 года, нередко считают избалованными, ветреными, слишком зацикленными на материальных ценностях поклонниками Монеточки и Ольги Бузовой. Отбросим стереотипы и посмотрим, как в действительности выглядит отечественное поколение Z. Колумнист «360» изучил неожиданные данные, полученные во время одного из занятий в детском лагере «Артек». Источник фото: РИА «Новости» / Алексей Мальгавко Когда заходит речь о смене поколений, мы часто слышим иностранные слова: бэби-бумеры, поколение X, миллениалы. Одна из самых популярных теорий, исследующих разные возрастные группы, была создана американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, которые и ввели все эти термины. Молодежь всегда в фокусе внимания разнообразных социологов, психологов, да и самого общества — на нее возлагаются самые большие надежды и с ней же связаны самые серьезные разочарования. Если верить американской теории, сейчас время миллениалов — тех, кто родился после 1984 года, но до начала этого века. Это поколение нередко называют «цифровым», ведь миллениалы росли одновременно с появлением персональных компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Это не только поколение технологий, но и перемен, особенно в нашей стране. Дети перестройки и падения СССР, в чьей генетической памяти осели воспоминания о войнах в Афганистане и Чечне, лихих девяностых и первых рыночных реформах, — это первое постсоветское поколение, строители новой России. Однако близок час, когда на смену миллениалам придет пока еще малоизученное поколение Z, рожденное уже в XXI столетии. Его обозначают последней буквой латинского алфавита, словно после никого уже не будет, и нередко приписывают негативные свойства: избалованность, ветреность, слепое следование моде и, главное, излишнюю погруженность в виртуальный мир интернета и соцсетей. Так ли это? Для развернутого ответа нужно провести сотни исследований, но одним глазком взглянуть на наше будущее можно уже сейчас. Один из крупнейших отечественных экспертов в области рекрутинга Алена Владимирская привела в своем Facebook интересные данные, собранные во время общения с 11-летними детьми в «Артеке». О чем мечтают постмиллениалы В группе профориентации, которую вела Владимирская, было 48 детей из всех уголков России. Не самая большая выборка, но достойная. Все участники — победители разнообразных конкурсов и олимпиад от гуманитарных до математических. Один из самых негативных и широко распространенных стереотипов о современных подростках — любовь к деньгам и прочим материальным ценностям. Постмиллениалы (назовем их так) действительно считают деньги важной частью жизни, но далеко не самой главной. Самое важное: реализовать себя на работе и… создать семью — в будущем они хотят завести не менее двух детей. Фокус на семейных ценностях показывает, что, разглядывая свежие татуировки на лбу Face и его коллег, мы часто не видим настоящее лицо нынешних подростков, вовсе не так увлеченных материализмом, как кажется взрослым. Кем хотят стать Интересно, что хотя семь детей из группы Владимирской мечтают стать блогерами, а восемь — танцовщиками, самое большое число хочет научиться работать с животными и стать ветеринарами. Любовь к животным, кажется, непреходящая ценность, которую не под силу поменять самым модным веяниям. Печально лишь, что только двое думают о карьере инженеров. Впрочем, до поступления в вуз еще далеко, так что у них есть немало времени, дабы обдумать выбор. Надо отметить, что большинство постмиллениалов видит пользу от школы, но недовольно ОГЭ и ЕГЭ, ставшими одним из самых серьезных нововведений в современном российском образовании. Эти формы проверки знаний якобы приводят к тому, что детей «дрессируют», вместо того, чтобы учить думать. Во всяком случае таково их собственное мнение на этот счет. Источник фото: РИА «Новости» / Александр Полегенько Какими соцсетями пользуются Для многих рекламщиков и сотрудников современных IT-компаний будет грустно узнать, что многие из основных онлайн-платформ миллениалов новому поколению не интересны. Никто из опрошенных детей не пользуется Facebook и не знает, что такое «Одноклассники». Самой популярной соцсетью России — «ВКонтакте» — пользуются около 10% детей. Она неинтересна, в отличие от Instagram, который есть у всех. Тот же Facebook воспринимается как приложение к хостингу фотографий и видеороликов. Самое неожиданное открытие: любимая соцсеть-мессенджер называется TikTok. Здесь наиболее заметен разрыв поколений: в российской «Википедии» об этом приложении нет даже отдельной статьи. TikTok вряд ли известен многим россиянам, тем не менее этот китайский гибрид соцсети и видеохостинга в начале 2018 года был самым скачиваемым приложением с самой быстрорастущей аудиторией в мире. В июне число пользователей, открывающих его хотя бы раз в месяц, достигло 500 миллионов человек. Юные россияне, похоже, хорошо разбираются в мировых трендах интернета. Кто из звезд нравится Все дети в группе знали об Ольге Бузовой. Однако широко распространенный предрассудок о том, что подростки поголовно фанатеют от скандальной звезды Instagram, оказался ложным. Только двое постмиллениалов сказали, что хотят быть похожими на нее. На вопрос, кто такая Монеточка, не смог ответить никто, зато целых три человека знают группу «Ласковый май». Кажется, взрослые в очередной раз перехитрили сами себя — считающие себя модными журналисты, критики и другие лидеры мнений наперебой рассуждают о Монеточке как новом кумире молодежи, совершенно не разбираясь в ее интересах и музыкальных предпочтениях. Постскриптум Конечно, глобальные выводы на основе одной группы из «Артека» делать рано. Но одно можно сказать с уверенностью: мы еще очень туманно представляем, о чем думает, чем дышит и о чем мечтает поколение Z, которое уже через несколько лет начнет серьезно влиять на жизнь в нашей стране. Самая большая ошибка, которую мы можем допустить, это считать себя умнее или серьезнее хозяев будущего дня. Когда придет время, они докажут, что обладают и достойными нравственными ориентирами, и хорошим вкусом.