Как вырастить единорога: итоги Forbes Tech Investment Forum

Киберспорт, сервисы доставки, транспорт, искусственный интеллект, логистика, финтех, фудтех, телеком, стриминговые сервисы, офлайн- и онлайн-ретейл — сегодня в России, как и во всем мире, эти сферы быстро развиваются и активно привлекают капиталы. Чтобы обсудить стратегии инвестиций и выбора самых перспективных направлений технологического бизнеса, Forbes собрал представителей венчурных фондов, институтов развития, частных инвесторов, топ-менеджеров корпораций и создателей успешных стартапов на Forbes Tech Investment Forum. Участники форума обсудили вопросы привлечения капитала, вывод новых продуктов на рынок, сокращение издержек в развитии, возможности масштабирования бизнеса, разницу инвестирования на локальном и глобальном рынке технологий. Свои кейсы представили успешные российские стартапы, сумевшие вырасти до крупных бизнес-игроков — Wheely, Skyeng, Busfor, «Нетология-групп», Instamart, DocDoc, Carprice. А корпорации Mail.ru Group, РОСНАНО, МТС, РВК поделились своей экспертизой в том, как инвестировать, как выбрать стартап, как масштабировать бизнес и вывести его на глобальный рынок. Мировой венчур на подъеме 51% компаний в мире хотят самостоятельно создавать новые продукты и проекты, но делают это медленно: у большинства из них на запуск нового продукта уходит больше года, поэтому они активно инвестируют и создают акселераторы для решения своих задач. Такую статистику привел директор по инвестициям Mail.ru Group Алексей Милевский, ставший модератором конференции. Это означает, что большие корпорации заинтересованы в том, чтобы находить перспективные стартапы и финансировать их развитие не меньше, чем сами стартапы. «Технологические компании так быстро меняют мир, что никто уже даже не вспомнит, как еще несколько лет назад, чтобы воспользоваться такси, нужно было выходить на дорогу и голосовать», — рассуждает партнер ru-Net Антон Иншутин. — А сегодня для этого есть Uber, Wheely и сервисы каршеринга, которые в Москве развиваются едва ли не самыми стремительными темпами в мире». Технологии меняют даже наше представление о городской жизни: по мнению основателя и партнера фонда Target Global Александра Фролова, появление велодорожек и возможность оплаты транспорта со смартфона отнимет кусок рынка автомобильного ретейла. В этом смысле российский, да и мировой, рынок в ближайшие годы ждут серьезные перемены и регуляторные изменения: многие автопроизводители предполагают, что уже в 2022 году у машин на дорогах будет четвертый уровень автономности, а частные автомобили стоимостью до 2 млн рублей вообще уйдут в прошлое. Уже сегодня мы наблюдаем постепенную смену парадигмы «обладания» на «возможность временного пользования», поэтому YouDrive и «Делимобиль» получили такое распространение. Все эти трансформации привели к тому, что количество компаний-единорогов увеличивается, маркетплэйсы и финтех-стартапы растут небывалыми темпами, а у китайских компаний настолько большие инвестиционные раунды, что по величине сделок в долларах они покрывают 47% всего мирового рынка венчурных инвестиций, обогнав вместе взятые США и Канаду на 12%, объясняет Милевский. Как России повторить успех США и Китая С учетом того, что заработные платы технических специалистов в России в пять раз ниже, чем в крупнейших технологических компаниях, а 50% медалей на престижных чемпионатах по программированию занимают российские специалисты, отток человеческого капитала уже давно никого не удивляет. Тем не менее даже на таком обескровленном рынке появляются уникальные технологические стартапы. На сегодняшний день лишь 3% от капитализации всех российских компаний занимают интернет-компании, что в четыре раза меньше, чем в США и Китае. Это говорит о большом потенциале рынка, рассчитанного более чем на 100 млн российских интернет-пользователей и при учете того, что страна занимает четвертое место в мире по количеству мобильных устройств. Более того, согласно статистике, которую приводит Милевский, из-за сурового климата и довольно плохих погодных условий на протяжении долгих месяцев, люди активно пользуются всевозможными электронными сервисами доставки еды (кстати, на продовольственную корзину у россиян уходит до 15% дохода — больше, чем в странах Европы и США), такси и интернет-магазинами. Получается, что есть огромный рынок с большим количеством пользователей, который находится в ожидании новых идей. Казалось бы, американские и европейские санкции должны были негативно сказаться на столь молодом и неокрепшем российском рынке венчурных инвестиций, но они, напротив, способствовали возвращению денег в страну: инвесторы стали активнее вкладываться в локальные стартапы. Сегодня они финансируют образовательные, медицинские, транспортные, сервисные и киберспортивные стартапы. В этом нет ничего удивительного. Так, например, бурный рост образовательных стартапов во многом связан с тем, что Россия является страной номер один в глобальном рейтинге по количеству людей с высшим образованием, но языковой барьер по-прежнему остается серьезной проблемой в построении коммуникаций, считает управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский. Поэтому такие стартапы как Skyeng, «Нетология» или GeekBrains в короткие сроки стали лидерами рынка. При этом сам рынок образования настолько диверсифицирован, что крупнейший игрок занимает всего 3% рынка онлайн-образования в России. И это только начало: оборот Skyeng на сегодняшний день в четыре раза меньше, чем у глобального игрока Coursera. Что будет с российским венчуром в ближайшем будущем? Пока что средний чек венчурных сделок в России в пять раз ниже, чем в странах-лидерах — США и Китае. Инвесторы и предприниматели иллюзий на этот счет не испытывают: гиганты рынка работают именно там. Международные корпорации сейчас идут по принципу акселераторов — есть проблема, они находят тех, кто ее решит. И в России сегодня при крупных технологических компаниях тоже начинают появляться акселераторы. Впрочем, стоит ли делать стартап в России и уезжать или делать его сразу за границей — зависит от амбиций, считает управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Разумеется, глобальный рынок не закрыт для российских компаний и фондов, так же как российский не закрыт для предпринимателей из других стран. Однако у многих стартапов и предпринимателей нет готовности играть по общепринятым мировым правилами. И проблема не в санкциях, а в представлениях 20-летней давности, что, разумеется, отпугивает иностранных игроков. В Силиконовой долине есть своя уникальная среда, и чтобы встроить российский стартап в эту экосистему, должно пройти время. «Когда ваши американские коллеги в пятницу пойдут смотреть американский футбол и обсуждать новые проекты, вам нужно будет поддержать тему. Но сможете ли вы смотреть американский футбол — вот в чем вопрос», — рассуждает Галицкий. Но несмотря на санкции, политические границы, национальные особенности и образ далекой северной страны, российский рынок венчурных инвестиций продолжает привлекать капиталы: сегодня он активно развивается, выходит на международный уровень, а талантливые разработчики придумывают уникальные стартапы, которых нет нигде в мире. Читайте также Forbes Tech Investment Forum