Как изменилась Москва: спросили у Алексея Митяева

«В этом году мы тестируем три модели проката самокатов. Первая – берешь самокат на станции и сдаешь на станции. Второй вариант, когда берешь и оставляешь в любом месте. И третья опция – со встроенным в ручку замком. Такой самокат можно брать и оставлять на любой городской парковке. В следующем году в Москве хотят выйти на рынок еще больше компаний, и мы уже скажем им, как выглядит городской стандарт. Сейчас смотрим, как работают эти три варианта, но выступаем за какую-то организованность. В Сан-Франциско самокаты, которые можно было оставить где угодно, вызвали много негатива. Администрации пришлось отозвать лицензию у оператора. Китай подобным образом захламили велосипедами». Мигалки у Алексея нет, а район для жизни он бы выбирал по принципу «где больше вариантов новой мобильности». В случае Алексея, это юго-запад. И самокат – пример такой мобильности. В каком районе вы хотели бы жить, если стоимость не вопрос: В поселке деревенского типа «Сокол» на одноименной станции метро (в пределах МКАД) или в Хамовниках (архитектор Иван Колманок) Возле улицы Фадеева (это с другой стороны Тверской от Патриков) , между Маяковской и Новослободской. Лялина площадь на Китай-городе ближе к Курской, Чистые пруды. (Алена Шляховая, идеолог проекта развития московской периферии «Дворулица») Не переехал бы из Кунцева ни за какие коврижки (москвовед Павел Гнилорыбов, с которым мы говорили об историческом значении перемен в городе) У себя на Покровке. (Анна Баринова, директор проектов Urbica) Строгино, Строгинская пойма. (архитектор КБ «Стрелка» Ирина Терзи-Антонян) Район Остоженки. Там сейчас как раз получил развитие глобальный проект «Музейный городок» с расширением Пушкинского музея, а через мост – Cтрелка, Красный Oктябрь. Там Люмьер (Центр фотографии имени братьев Люмьер – прим. ред.), недалеко Garage. (Юлия Александровская, создатель инстаграм-проекта «Что по выставкам?») Общая цель департамента транспорта Москвы – создать единый пользовательский опыт. Один и тот же вайфай, один и тот же билет (та же «Тройка»), одна и та же навигация на всех видах общественного транспорта, – и вот вы уже ждете одинаковый уровень обслуживания, знаете, где посмотреть расписание или где стоит ближайшее к вам свободное авто/велосипед/самокат. Отличие только в цвете: автобусы синие, велосипеды зеленые, а каршеринги оранжевые. Кстати, мы нашли ответ на вопрос почему автобус синий. (Автобусы же еще недавно были бело-зеленые, помните?) Собственно, логика здесь от обратного. Каршеринг оранжевый, потому что в Москве редко покупают оранжевые машины. Цвет метрополитена красный исторически. Велосипеды зеленые как экотранспорт – поэтому выходит, что контрастный вариант для автобусов как раз синий. Алексей поясняет: «Синий автобус, голубое такси и фиолетовое метро – мозг бы взорвался». А еще было важно учесть, что для удобной навигации цвет автобуса не должен сливаться с оттенком синей арбатской-покровской или голубой филевской линий метро. Алексей (помимо дизайна) отвечает именно за новую мобильность. То есть если раньше вы могли добраться до нужного места только на машине или на метро, его задача – сделать так, чтобы появилась возможность доехать туда же другим способом. Все началось с велосипедов: дорожки, велопрокат. И хотя с велодорожками нам, как пользователям (по этой причине пока нерегулярным), все кажется еще не таким радужным, сегодня уже почти половину велосипедных поездок люди совершают по абонементу. А это значит, что они используют велосипед именно как транспорт. Алексей поясняет: «У нас нет задачи пересадить – мы даем больше возможностей по тому, что может подойти человеку в данный момент. Устал и вместо метро поехал вечером на такси или прокатился на электрическом самокате. Транспортная система должна подстраиваться под то, как перемещается человек». Отсюда и новые требования к работникам транспортного комплекса: сейчас надо хорошо разбираться в данных, уметь их анализировать, складывать, разбираться в пользовательском опыте, в дизайне. Раньше источником информации о перемещениях горожан были только билеты, причем чаще всего бумажные, а теперь департамент информационных технологий закупает у сотовых операторов обезличенные данные и получается качественно другой инсайт. Сигнал телефона появляется в Новых Черемушках 20 раз в месяц? Живете тут. По будним дням в 9 утра этот сигнал перемещается в Пресненский район? Там работаете. На Алексее же и развитие проекта наземных маршрутов «Магистраль». То есть это он следит за тем, чтобы автобус проезжал на две остановке дальше и довозил вас до нового ТЦ; чтобы остановка под названием «ДК Строителей» на месте, где раньше стоял ДК, стала называться в честь того, что на этом месте все еще красуется; а в карман, в который уже никто не ездит, автобус больше и не сворачивал. Каршеринг: Приехал на работу на машине и она весь день стоит на парковке – этот сценарий определенно не самый частый для тех, чей офис расположен в Москве-Сити. Автостоянка здесь в оранжевых машинах. Каждой за день успевают воспользоваться человек восемь. Активно набирающий популярность (не только в Сити) каршеринг – это частная история, но без департамента транспорта не обошлось. Сейчас на рынке 14 компаний, которые предоставляют машины (в обязательном порядке с оранжевой наклейкой) и сами устанавливают тарифы. Город же разрешает бесплатную парковку по специальным абонементам и требует обязательную авторизацию в целях безопасности. Но если все документы в порядке, новому пользователю на получение разрешения онлайн потребуется всего час времени. Заполняете короткую анкету, отправляете необходимые документы и ждете ответ на почту. Если вы приехали в центр на каршеринге, не надо тратить время на оплату парковки и, что немаловажно, не придется теряться в догадках, где и как заплатить. Но если вопрос с оплатой парковки все же возник или на руле арендованного велосипеда не появляется надпись «Прокат завершен», хотя вы вкатили переднее колесо в соответствующий отсек уже раз пять, – теперь существует еще и единый контактный телефон, который очень похож на пароль от офисного принтера: 3 2 1 0. Там помогут. Оплата безналом: За велосипед теперь можно заплатить с телефона. В первый год соотношение терминала и приложения было 60/20 и еще 20 процентов поездок совершалось через сайт. Сейчас 86 – онлайн, 14 – терминал. Карточку привязал и забыл. Скоро можно будет расплачиваться телефоном и за автобус: «Тройку» уже можно пополнять через trans.mos.ru или через приложение Metro. Плюс, сейчас появляются автобусы с валидаторами вместо турникетов – можно оплатить поездку с Apple Pay. Остановки: Остановка с подогревом у роддома №4 – инициатива директора роддома. Но она не прошла незамеченной. «Мы увидели позитивную реакцию и начали использовать этот опыт на крупных пересадочных узлах, на Славянской площади, например. На станции метро Партизанская появился целый навес с подогревающимися светильниками», – рассказывает Алексей. Троллейбусы: Троллейбусы никуда не убрали – их перебалансировали с маршрута на маршрут. Теперь большинство ходит по длинным многополосным дорогам, по тому же Ленинскому проспекту: «Идея была в чем: c прямой магистралью, где есть выделенная полоса и троллейбус четко по ней едет, все понятно. А вот в центре города было много случаев, когда скопилось много троллейбусов, которые не могут обогнать друг друга, и в это время они въезжают на Новый Арбат». Реновация: Отдельный вызов для транспортников – реновация. По словам Алексея, требует решения такой вопрос: «Сначала человек переезжает в новый дом, потом через какое-то время запускается автобус – так не пойдет. Автобус до метро должен там уже ходить, чтобы не возникало даже идеи купить автомобиль. Мы смотрим: вот здесь нужен новый маршрут, который довезет до МЦК. Нужно добавить две остановки, чтобы людям было удобнее ходить до нового ТЦ, который построят. Важно сделать так, чтобы люди увидели все эти способы, а это значит еще и повесить понятную навигацию». В рамках нашей серии материалов о переменах в городе мы поговорили о реновации района Хорошево-Мневники с архитектором Иваном Колманок.

Как изменилась Москва: спросили у Алексея Митяева
© SNCmedia.ru