Дорогие билеты и скучные экскурсии. Что мешает горожанам ходить в музеи?
Зачем ходить в музеи? Бытует мнение, что музеи довольно скоро прекратят свою работу в привычном формате. Хоть их хранители в это не верят, и стереотип о том, что «посещение разнообразных мероприятий – обязательное условие для культурной жизни человека, это и есть личностное и духовное развитие», преследует нас с детского сада. «Моё мнение, наверное, очень далеко от мнения большинства. Я считаю, что сами по себе музеи никакой роли в культурном воспитании не играют. Воспринимаю это как поход в прошлое. Сколько бы я ни старалась себя приучить к походам в музеи, ничего не получалось. Да, это очень познавательно, но вот на рост личности никак не влияет. Жить нужно через чувства, а материальные вещи ничего не значат. В музее человека должно посетить ощущения единства - со своей страной, народами, их прошлым. И вот если это произошло, то только тогда можно сказать, что музей повлиял на личностное развитие», - считает психолог Ольга Пенкина. По её мнению, насильно в музеи людей тащить нельзя. «Вот организуют для школьников эти бесконечные экскурсии. А толку-то, если они не хотят? Приведут их в музей и что-то бесконечно им рассказывают, рассказывают... Уж лучше тогда в тишине атмосферной детям постоять. Посмотреть то, что они действительно хотят увидеть, а не то, на что экскурсовод тычет своей указкой», - убеждена Ольга Пенкина. Молодёжь предпочитает Эрмитаж Тут невольно задашься вопросом: а сможет ли Интернет заменить привычные каналы образования и воспитания? «Никакие социальные сети никогда не заменят живого общения. Пускай сегодня музеи можно «посещать», не выходя из дома, через Интернет, пускай любые экспонаты можно рассматривать через экраны монитора – это всё равно никогда не выдержит ровно никакого сравнения с настоящим походом в музей. Этот своеобразный запах, речь гида, тишина музея – всё создаёт атмосферу, в которой знакомиться с экспонатами одно удовольствие», - считает доцент кафедры музейного дела КемГУ Полина Глушкова. Но почему тогда в основном сегодня музеи посещают школьники? Молодёжь из числа добровольных посетителей здесь увидишь редко! А всё потому, что им просто неинтересно: ни речь гида, которого нельзя перебивать, ни атмосферная тишина. «Молодое поколение больше привлекают модные столичные музеи – Эрмитаж, Кунсткамера. Соглашусь, там действительно удивительные экспонаты и работа с посетителями совсем на другом уровне, часто организуются различные встречи с интересными людьми, экспозиции постоянно пополняются. Естественно, Кемеровская область в этом плане пока недотягивает, но попытки к росту предпринимает. Местные музеи развиваются, а потому в последние годы их вновь начали посещать люди. Мне вот часто знакомые звонят и спрашивают, в какой музей можно сходить», - рассказывает Полина Глушкова. Экспонаты руками... трогать? Особо интересны людям всех возрастов музеи под открытым небом. К примеру, «Томская писаница» или «Красная горка». Особо привлекают гостей удивительные подлинные экспонаты, красивейшая природа, свежий воздух, промышленные панорамы – на фоне обыденных культурных мест отдыха музеи под открытым небом определённо выигрывают. Стандартным музеям, по мнению Полины Глушковой, есть куда расти. «Современный музей должен быть в первую очередь интерактивным. Интерактивность – это тесное взаимодействие экскурсоводов с гостями музея. Простой житель может прикоснуться к интересным экспонатам, стать активным участником экскурсии и даже, возможно, примерить на себя какую-нибудь роль. К примеру, перевоплотиться на время в настоящего шорца и приготовить традиционное блюдо. Это же очень интересно!» - считает эксперт. Интерактивные музеи в Кемеровской области есть, правда, их пока немного. Но стремятся к этому уровню практически все. «В Кемеровском областном краеведческом музее мы это практикуем уже несколько лет во всех отделах. Люди приходят в восторг, когда им просто разрешают потрогать какую-либо вещь. Большая часть наших гостей родом из Советского Союза. Они вспоминают те времена, когда ещё в далеком прошлом их бабушки запрещали что-либо трогать руками. А мы этот стереотип убрали! К примеру, в отделе природы можно прикоснуться к животным, а в отделе истории – погладить настоящим старинным утюгом! Те, кто посещает наши экскурсии, обещают вернуться сюда вновь, потому что им действительно это интересно. Хотя работать с нынешними ценителями культуры тяжеловато. Бывает, приходит взрослый мужчина лет 50 и с порога заявляет: «Вот я – историк по образованию. Вам есть чем меня удивить?» И приходится находить какие-то лазейки, устанавливать контакт. К ребятишкам другой подход. Так и получается, в общем, что к каждому он индивидуальный», - делится впечатлениями от работы младший научный сотрудник областного краеведческого музея Алёна Щербакова. «Билеты дорогие и ехать далеко» Ещё один немаловажный аспект в доступности музея для простого жителя – стоимость экскурсий. «Если цены будут заоблачными, мало кто в такой музей пойдёт. Но в большинстве своём руководство музеев держится в ценовых рамках. Конечно, их тоже можно понять, ведь деньги, вырученные с экскурсий, идут на развитие этого культурного заведения. Хотя на сегодняшний день ещё остались музеи, экскурсии в которых бесплатны и экспозиции там очень интересные», - подчёркивает Полина Глушкова. Цены действительно играют большую роль. Об этом говорят и отзывы посетителей платных музеев в Интернете. Отмечая недостатки музея, практически каждый второй пишет: «Слишком дорого. Второй раз пойду вряд ли». Большую роль играет и месторасположение музея. К примеру, всем известная «Томская писаница» находится в 50 км от областного центра. «Томская писаница» – необычайной красоты место. Здесь очень здорово развита инфраструктура, изумительная природа, наскальные рисунки древних людей, беседки с видом на реку, зоопарк, который очень нравится как ребятишкам, так и взрослым. Гулять можно хоть целый день и не надоест совсем! Правда, расположена «Томская писаница» очень далеко. Часто уж точно не покатаешься», - высказала свое мнение жительница Кемерова Анна Абакумова. Получается, чтобы в музеи действительно тянуло, их сотрудникам ещё нужно поработать. За скучные рассказы уставшего экскурсовода люди деньги платить не хотят.