Для Крайнего Севера разработают новый самолёт
Росавиация предлагает разработать современный 20-местный самолёт вместо устаревшего Ан-2, известного как «кукурузник», а Минтранс выступает за расширение списка категорий северян, которые могут купить льготные авиабилеты. На «круглом столе», прошедшем в Совете Федерации 24 сентября, сенатор поддержали эти идеи. «Кукурузники» заменят на современные самолёты По словам главы Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко, для развития дальних северных регионов нужно совершенствовать систему авиационных перевозок. «Без авиации население этих регионов не может вести активную экономическую жизнь и решать свои личные вопросы», — отметил сенатор. Но здесь есть две проблемы — финансирование и состояние авиационного комплекса и инфраструктуры. Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко неоднократно обращала на это внимание, подчёркивая, что северяне не должны ощущать себя оторванными от «большой земли». Но пока дистанция сохраняется, и многие жители севера не могут не то что выехать в центральную Россию или съездить на море, но и доехать до ближайших крупных городов. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев подчеркнул, что исправить ситуацию может поддержка из федерального центра и совершенствование федерального и регионального законодательства в этой области. Главный вопрос — на чём летать. Эксперты бьют тревогу, так как авиапарк машин для перелётов в условиях Крайнего Севера устарел. Замруководителя Росавиации Олег Клим рассказал, что на севере используются три типа воздушных судов — на 20, 50 и 80 кресел. И если большие самолёты ещё могут пройти модернизацию, то 20-местный биплан Ан-2 совсем устарел. Ведомство предлагает разработать государственную программу для создания двухдвигательного 20-кресельного воздушного судна, оснащённого современным навигационным оборудованием. «Нужна реальная государственная программа наподобие программы по разработке самолёта Sukhoi Superjet 100», — считает Олег Клим. Что касается самолётов с 50 и 80 креслами, их модернизируют, установив более экономичные двигатели и оснастив новым радионавигационным оборудованием российской разработки с системой ГЛОНАСС. Цены на билеты можно снизить В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям действует 99 аэродромов и 408 посадочных площадок. Обеспечением работы этих аэродромов занимаются восемь предприятий. По словам начальника отдела по развитию гражданской авиации Минтранса Андрея Иванова, идёт ремонт аэропортов Якутска, Магадана, Норильска. Во исполнение указа президента подготовлен план по реконструкции до 2024 года 40 «северных» аэродромов. На эти цели понадобится 90,4 миллиарда рублей. Чтобы удешевить реконструкцию и снизить цены на билеты, Росавиация предлагает ввести категорирование аэропортов. Пока что в небольшой воздушной гавани приходится держать 20-30 сотрудников транспортной безопасности, а водитель пожарной машины не может сесть за руль снегоуборочной машины. Между тем во всём мире введены категории аэропортов. «Сейчас требования к кадровому составу, безопасности и оборудованию аэропортов Бодайбо и Зырянка такие же, как в Шереметьеве и Домодедове», — сообщил Олег Клим. Гендиректор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Волков, в свою очередь, подчеркнул, что избыточные требования к транспортной безопасности приводят к увеличению цен на билеты. Например, из аэропорта Сангар, который в год перевозит две тысячи человек и полгода вообще не работает, до Якутска можно долететь за 20 тысяч рублей. А билет от Якутска до Москвы стоит 15-20 тысяч. Северяне могут недорого слетать на «большую землю» за счёт программ субсидирования авиаперевозок. В 2017 году из бюджета на это выделено 2,4 миллиарда, в 2018 году — 2,6 миллиарда рублей. «Аэрофлот» выполняет «северные» перелёты по плоским тарифам, которые не меняются круглый год. Эта программа, поддержанная президентом, даёт дополнительно 38 процентов ежегодно по перелётам из удалённых регионов. В России востребованных и не прибыльных маршрутов около 70. Минтранс готовит проект изменений в правила субсидирования, в соответствии с которыми могут увеличиться тарифы на дальневосточные перелёты. При этом предусматривается расширение категорий льготников. Сейчас в европейскую часть страны с мая по октябрь могут добраться со скидкой до 50 процентов стоимости билета пенсионеры, студенты и инвалиды. К ним хотят добавить многодетные семьи и сделать льготные тарифы круглогодичными. А Росавиация предлагает создать каталог социально значимых маршрутов, которые не окупаются, но необходимы для активной жизни удалённых регионов. Такая система действует в США, где государство ежегодно выделяет 215 миллионов долларов на субсидирование перевозок. В России востребованных и не прибыльных маршрутов около 70.