В Италии ждут гастролей крымских артистов
Обсуждая встречи с депутатами совета итальянского региона Венето, в 2016 году признавшего Крым российским, мы были приглашены на симфонический концерт с оперными певцами, организованный руководством Венето в небольшом городке Эсте в соборе Милостивой Мадонны. Эсте — старинный итальянский городок, расположенный у подножия Эвганейских холмов, недалеко от Падуи (является городом-побратимом Симферополя), там проживает почти 17 тысяч жителей. В центре населенного пункта расположилась базилика Милостивой Мадонны (Madonna della Grazie). Сколько раз я бывал в подобных соборах в разных странах Европы, но никогда не думал, что гулкая акустика больших залов для проповедей может так усиливать и подчеркивать реверберацией звуки скрипок и, что главное, голосов оперных певцов. Кстати, удивительные вещи не ограничились приглашением от серьезных чиновников на концерт в церковь. Большой неожиданностью для нас стало то, что несколько сотен итальянцев пришли, чтобы услышать, как классическую музыку играет оркестр «Северная мелодия» из Санкт-Петербургского театра «Мьюзик-холл». Руководит оркестром — маэстро Фабио Мастранжело, по совместительству являющийся директором московской филармонии, итальянец, ставший российским гражданином и проводником ценностей Русского мира. После концерта в интервью сеньор Фабио на наш вопрос «вы итальянец, но считаете себя русским, как это?» ответил просто и от души: «Знаете, для человека принимать вторую национальность — это непростой шаг. Ты делаешь это только если душа очень сильно просит. Когда я переехал в Россию, я знал, что это от любви к России. Я долго шел к этому, я стал православным человеком 15 лет назад и уже 7 лет как обладаю гражданством Российской Федерации» Концерт, длившийся добрых два часа, начался в девять вечера и закончился в одиннадцать. Под аккомпанемент «Северной мелодии» пели русские и итальянские арии артисты разных национальностей: итальянский тенор Кристиан Риччи, китайский баритон Зю Зинтао, российская сопрано Ольга Черемных и российская меццо-сопрано Анна Буслидзе. После каждого выступления зал заходился овациями. Среди пришедших были представители всех возрастов — и молодые люди, и зрелые, и меломаны преклонного возраста. Небольшой Эсте поразил своим культурным голодом, и, что более важно, — голодом к творчеству российских коллективов. Рассказывая об этом музыкальном вечере нам в интервью, мэр городка Эсте Роберта Галлана, с горящими глазами и широкой улыбкой восхищалась мастерством российских музыкантов: «Сегодня вечером в Эсте прошло мероприятие редчайшей, волшебной красоты! Музыка сделала необыкновенной эту базилику делла Мадонна делле Грацие. Публика — прекрасна! Союз между Россией и Италией посредством музыки — это связь, которую мы хотели бы сохранить и в будущем. Конечно, музыка всегда объединяет людей. И мы будем очень рады принять наилучшим образом артистов из Крыма, да и со всего света». Лучано Сандона, член регионального совета Венето, который, собственно, и пригласил нас на этот удивительный вечер, по-чиновничьи уверенно говорил утвердительными предложениями: «Сегодняшний концерт — это один из признаков дружбы между Италией и Россией. Конечно, Россия имеет выдающуюся, невероятную, великолепную культурную историю и традицию. Художественное, культурное, танцевальное наследие, искусство, и в этом — сила России. Да, культура — выше санкций. Думаю, что политика должна делать шаги вперед, признавать реалии, и в будущем мы сможем наконец-то заниматься и другими более важными вещами, например, с Крымом». Лучано вместе с мэром Галланой во время концерта сидели в первом ряду, разделенные главой «Гвардия ди финанца» (налоговой полиции), наслаждаясь музыкой, в разы усиленной акустикой купола храма. А после концерта, когда закончились долгие овации, оба чиновника вышли перед залом и не без удовольствия отчитались, что концерт смог состояться в Эсте только благодаря финансированию региона Венето, развивающего и преумножающего связи с Россией. Мэр Эсте предложила взять слово высокопоставленному католическому священнику. Тот сразу же предложил вставшему залу помолиться Богу благодарной молитвой за проведенный вечер. После концерта мы подошли к итальянскому тенору Кристиану Риччи. На вопрос о том, что он думает о сотрудничестве с оркестром из страны, находящейся под санкциями США и ЕС, он сказал, эмоционально жестикулируя руками: «Политика — это наивысшее из всех искусств. Хорошая политика — это объединение людей. Санкции, власть не имеют никакого отношения к политике, это просто злоба, исходящая из сердца человека. И мы, создавая музыку, с народом и между народами, создаем настоящую политику. Это политика блага, благоденствия, которая соединяет людей. Когда я слышу о санкциях, сразу думаю о страданиях людей. И это нехорошо. Ведь санкции никогда не идут на пользу. А пользу может принести только диалог, искусство, культура. Вот — большая политика. А санкции — политика мелочных» Подитоживая значение подобных концертов для российско-итальянских отношений, маэстро Мастранжело рассказал, что музыка — универсальный язык, понятный каждому жителю Земли, на котором Россия всегда говорила в самые тяжелые моменты своей геополитической истории. «Во времена СССР музыка тоже работала как объединяющий элемент. Музыкой мы с такими маэстро, как Гергиев, Спиваков, пытаемся показать, что от нас, русского народа, ничего плохого не рождается, а совсем наоборот. Мне кажется, во время Чемпионата мира мы сумели показать, что Россия — прекрасная страна. Нам важно, чтобы люди поняли, что такое Россия на самом деле, а не по историям, придуманным непонятными людьми», сказал маэстро. Остается добавить, что итальянские чиновники, делающие смелые заявления о возможности гастролей крымских коллективов в Италии, были вполне искренни, смотрели нам в глаза и даже без камеры говорили о том, что поездка крымчан в Европу, безусловно, будет сопряжена с некоторыми трудностями, но все, что касается организации на итальянской стороне, они готовы взять на себя. Скорее всего, это тот случай, когда политику может спасти искусство — и европейские санкции, каменной стеной выстраиваемые между Европой и Россией, могут дать трещину под напором музыки российских музыкантов, ожидаемых в Италии.