Какие были наставники у Петра I
Пётр I подверг Россию революционным изменениям в военной, политической, бытовой и других сферах. Но он не был первопроходцем и новатором в этом деле. Ещё до его рождения Алексей Михайлович ввёл полки нового строя и нанимал иностранцев в качестве инструкторов и специалистов для обучения армии. Та самая немецкая слобода Кукуй, в которой так много проводил времени Пётр возникла не по мановению волшебной палочки, а по воле царя Алексей Михайловича. Сильное влияние Запада и иностранцев на Петра было не уникальным явлением, он не был единственным ребёнком царя и даже не первым в наследовании. Иноземное влияние Дети Алексея Михайловича от первого брака также ощутили на себе иноземное влияние, которое могло послужить предпосылкой к изменениям в жизни Российского государства. Некоторые исследователи предполагают, что если бы у власти остался Фёдор Алексеевич или Софья, то страна развивалась бы менее революционным путем в гармонии со своими старыми традициями. Главным сподвижником Софьи был князь Василий Васильевич Голицын, который предполагал провести реформы, предвосхитившие планы Петра I. К несчастью Голицына, он попал в опалу с падением правления Софьи и приходом к власти Петра, который провёл реформы в более решительном и грубом варианте, чем по плану опального князя. Но история не знает сослагательного наклонения, и правителем России станет Пётр, который не особенно ориентировался на пример русской старины. Польская мода Конец XVI века – это время, в которое резко возрос спрос на польскую моду, ближайшую из всех европейских, а потому более доступную. Это сказывалось на одежде, прическах, распространении польского языка при царском дворе. Польские веяния сказывались и на образовании. Царь и его приближенные нанимали знающих иностранные языки, в том числе поляков. Образование царских детей начиналось с обучения чтению и письму на начальном этапе с 5-6 лет. Обучение проходило на основе рукописных и печатных букварей. Также детей знакомили с историей по книжкам с картинками. После букварей переходили к чтению религиозных, потому что чтение рассматривалось как способ для спасения души. С 10-11 лет в программе появлялись иностранные языки, география, военное дело и история на более подробном уровне. Будущих наследников в первую очередь готовили, как государей и набор навыков им подбирался соответствующий. Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий был образованнейшим человеком по меркам того времени, потому что знал польский, греческий и латынь, что было редким набором навыков для представителя русского православного духовенства. Поэтому он и был нанят как учитель для детей царя Алексея Михайловича. Однако он учил царских детей от первого брака, Милославских, а именно Ивана, Софью и Фёдора. Благодаря его деятельности Фёдор получил знание латыни, польского, которые были полезны в переговорах с иностранцами. Софья помимо языков интересовалась историей, в особенности, историей Византии, и за исторический образец поведения для себя взяла пример императрицы Августы, которая правила вместо малолетнего брата, параллельно его воспитывая. Никита Зотов Первыми учителями Петра были Никита Зотов, Афанасий Нестеров с 1683-го, которые не обладали талантами Симеона Полоцкого. Причем первый неспроста получил свою должность: первоначально учителем Петра должен был стать Сильвестр Медведев, бывший при дворе главным библиографом и справщиком книг, но тут в дело вмешался патриарх Иоаким, который настоял на кандидатуре Зотова. Иоаким опасался западных веяний и боролся с латинизацией русской культуры и православной культуры, которая происходила из-за присоединения украинских земель, испытавших сильное влияние польской стороны, исповедовавших католичество. Если бы только Иоким знал какой «латинизации» подвергнет Россию Пётр, с каким задором он будет рвать бороды боярству и рубить головы стрельцам, а также веселиться на «всешутейшем соборе», высмеивая православную и католическую церкви, то возможно он пересмотрел бы свои взгляды по поводу образования будущего государя. Возможно, вы зададитесь вопросом: почему патриарх не мешал обучению Ивана, Федора и Софьи в более западном «латинянском» стиле? Ответ достаточно прост: Федор не отличался сильным здоровьем, в первые годы восшествия на престол при нём правили его приближенные, в том числе и Иоаким, а Софья потеряла бы поддержку при совершеннолетии Петра. Поэтому Иоаким делал ставку на Петра как будущего наследника и своими действиями он хотел, чтобы будущий царь как можно меньше подвергся пагубным, по его мнению, влияниям прозападного духовенства в лице Симеона и Сильвестра. Никита Зотов был думным дьяком, отметившимся участием в подписании Бахчисарайского договора с Турцией. В его задачи входили обучение Петра I письму и чтению, кроме того знакомство с историей по картинкам. Обучение у Зотова сказалось на грамотности Петра, который до конца жизни писал с ошибками. Зотов почти постоянно сопровождал Петра и в поездках и в походах, даже после того как Пётр повзрослел тот оставался одним из ближайших его советников. Афанасий Нестеров Об Афанасии Нестерове сохранились туманные сведения как об учителе Петра, которому было на тот момент 11 лет. Одни полагали, что он учил пению, другие уверяют, что Нестеров, будучи подьячим Оружейного приказа, мог быть полезен Петру как знаток оружейного дела, предметов вооружения или даже мог руководить потехами. К сожалению, серьезного источника, который бы это подтверждал, нет. Существует предположение, что Нестеров мог учить будущего царя арифметике, но опять же это только предположение. Голландцы Хоть письменные навыки Петра и хромали, он с лихвой компенсировал их практическими навыками, которые в основном получил от иностранцев. Свое обучение он получал при тренировках потешных полков в Преображенском и Семеновском селе. Так немецкий капитан Федор Зоммер научил царя пользоваться артиллерией и познакомил с азами фортификации и штурма, построив крепость в селе Воробьёво. Позже Тиммерман стал обучать будущего государя арифметике, геометрии и продолжит обучение фортификации, построив крепость Пресбург. С Тиммерманом Пётр познакомился по рекомендации дворцового доктора, чтобы научить пользоваться астролябией. Сохранились тетради с решёнными Петром и Тиммерманом задачами, в них можно увидеть не только многочисленные грамматические и арифметические ошибки совершенные будущим царем, но и ошибки при умножении сделанные учителем-иностранцем. Но по числу сохранившихся рабочих тетрадей можно сделать вывод об упорстве Петра в освоении наук. Основам корабельного и плотницкого мастерства царь учился у голландца Карштена Бранта, восстанавливая старый английский ботик, найденный в селе Измайлово, а после продолжит обучение корабельному мастерству во время своего посольства в Европу у голландских мастеров. Пётр I получил не самое лучшее образование в детстве, однако его увлечение военными науками помогли сформироваться ему как личности. Не стоит пенять на влияние иностранцев на Петра, как фактор, который изменил облик страны и приобщил к достижениям Западной Европы. Сильный отпечаток на характер государя наложила и та атмосфера противостояния кланов Милославских и Нарышкиных с участием буйных стрельцов при московском дворе и попустительстве русского духовенства во главе с патриархом. Поэтому став взрослым перед Петром встал выбор между старинными обычаями с его бунтующими стрельцами и консервативным духовенством и европейскими порядками с их передовым вооружением, диковинными технологиями и простотой лютеранских нравов.