Хоронить мух , жечь «маяк» и варить кисель для осени: с Новым годом годом! Поморским
Павел Есипов ведет факельное шествие на "Поморский Новый год" в 2014-ом году Знаете ли вы, что сегодня Новый год? На Руси поморы отмечали его не зимой, а 14 сентября по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. Может, помните, несколько лет подряд в современном уже Архангельске люди собирались на «Поморский Новый год», уличные гулянья с обрядами и музыкой. Мы вспомнили, как это было, и выяснили, почему сегодня никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище. Поморский Новый год — это возжигание На первое января Новый год перенес Петр Первый, но старообрядцы все равно праздновали его осенью, — когда урожай собран и накрыт стол, когда тяжелые работы в поле позади. Впервые Поморский Новый год отметили в современном Архангельске в 2001 году. Праздник проводила общественная организация «Национально-культурная автономия поморов». 14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов Архангелогородцы провожали год в традициях предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гуляния — Осенины. Это праздник урожая, гостевания, угощения, окончания уборки яровых хлебов и огородных культур. А еще в это время крестьяне совершали поминки по мёртвым. В один из таких праздников в современном Архангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени В.И. Воронина зажгли и спустили на воду костровище-«маяк». Возжигание огня — это ключевой обряд старинного празднества, гасится старый и зажигается новый. Еще одним ярким зрелищем было факельное шествие. Эти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки. Женщины встречали осень у воды Еще в этот праздник на Руси почитали женщин. Рано утром они выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина обычно стояла с угощением, а молодые вокруг неё пели песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот. Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Также в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». — Поморский Новый год — праздник с местным колоритом, — комментирует Андрей Свириденко, один из организаторов. — Совпадение с церковным Новолетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечался на Руси с 14-го века, как дань византийской традиции. После реформ Петра Первого именно поморы дольше других отмечали своё Новолетие по старому стилю. Считаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными днями. Зачем хоронили мух? Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято». Еще один интересный обряд — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. . Часто обряд принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Вот, например, не совсем поморское, но, тем не менее, забавное причитание: Попрыгунья блошка,Подогни ножки,Перестань скакать,Пора ложиться помирать. Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято» «До сих пор поздравляю в поморские красные дни» Андрей Свириденко помогал в организации праздника в Архангельске с 2012-ого по 2014-ый год, сегодня он вспоминает, как все проходило: — Классные были события! Традиционная обрядовая часть проводилась на берегу Двины возле "мореходки". А фестивально-концертная — каждый год в разных местах. АГКЦ, "Искра", музейный дворик на Поморской. Абсолютно разные по формату события были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. Отличное время, жалеть не о чем! Масса впечатлений и воспоминаний о Новолетиях, большой труд. Внутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга с нашими поморскими красными днями, вспоминаем былые деяния. Андрей считает, что молодёжь недостаточно интересуется историей и культурой родного края,по его мнению, сегодня в городе проходит немного мероприятий, основа которых — традиции прошлого. — При этом праздники иных этнических общин в Архангельске проводятся громче и удалее. Город и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой "поп-культуры", — резюмирует он. Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки. «Хранителей и собирателей фольклора — единицы» Почему не прижился "Поморский Новый год" в Архангельске, мы спросили и у главного организатора этого события Павла Есипова, который переехал из Архангельска в Петербург. — Десять лет мы проводили Новолетие, — комментирует Павел Есипов. — но были вынуждены прекратить деятельность организации. Наши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было, — коммерческой деятельности мы не вели. Внезапно наши заявки перестали брать гранты. Видимо, власти решили поддержать другую культуру, — сами видите, какие события проходят в городе. Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует «Видимо, решили, что не богоугодное это дело» — Мы хотели дать традициям прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. У нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. Хранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду? Поморский Новый год стал брендом, — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. Про Архангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Было сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители РПЦ — древние обряды противоречат концепции современного православия. Власти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. Так все и закончилось. Мы обратились за комментарием в Архангельскую Епархию и попросили сформулировать отношение РПЦ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе Павел Есипов. Михаил Насонов: "Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?" — 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, Русская Православная Церковь отмечает церковное новолетие или церковный новый год, — комментирует пресс-секретарь Михаил Насонов. — Так было более 200 лет, пока Петр I не перенес празднование на 1 января. Павел Есипов с друзьями и соратниками, по его же словам, 14 сентября отмечал годовщину «Сотворения мира в Звёздном Храме по Даарийскому Круголету Числобога», посвященную воспоминаниям «Победы Великой Расы над Великим Драконом». Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традициям, остается загадкой. Как и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Вход на «Поморский новый год» всегда был свободным. Мы спросили у Михаила Насонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодня? — Для православных христиан с сентября начинается годовой круг богослужений. Первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы, а последний – Ее Успение – переход из временной жизни в вечную. В церковный новый год в храмах традиционно служится Божественная Литургия и молебен. Кроме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные мероприятия: чаепития, совместные поездки на природу, концерты.