Кинематограф Удмуртии: есть ли он?
Как журналист ходил и искал кинопророков в своём отечестве Дмитрий Стрелков Журналист 14 сентября 2018 Вот и день российского кино впустую прошёл. Задавшись вопросом «Где же свой собственный кинематограф в Удмуртии?», корреспонденту информационного агентства «Сусанин» удалось вспомнить лишь пару имён ребят, которые снялись на федеральных телеканалах в эпизодах отечественных сериалов. Или стали героями программы «Давай поженимся!». Дмитрий Стрелков решил узнать, есть ли сегодня в республике кинематограф и что нужно для его существования. «ПО СУСЕКАМ» В первую очередь написал коллеге по членству в Союзе журналистов России, выпускнице кафедры режиссуры СПбГУКиТ Асе Красновой. Сейчас она работает в Ижевске, выступая режиссёром коммерческого контента. Важно ли окончание профильного вуза, был мой вопрос. — Можно заканчивать вуз в столице и ни хера не снимать, это нормальная практика. Вуз, вообще, не важен, по сути. Это только тусовка и знакомства больше. Если хочет кто-то снимать, то благодаря соцсетям и обучению, видеоканалам и всему остальному можно это делать хоть в глухой деревне. — Каково, на твой взгляд, состояние кинематографа в Удмуртии на сегодняшний день? — Думаю, сегодня кино в Удмуртии очень много, но это всё на дилетантском уровне. Нет ни одной спонсированной большой картины, которая бы объездила большие фестивали. Все, кто снимает, снимают на голом энтузиазме, желании творить. Никто не рассматривает здесь кино как профессию, как большое дело, тем более как бизнес. Многие снимают короткометражное кино — на колене с друзьями, монтируют дома, но все это больше похоже на работы студентов I курса кинематографического университета. Есть несколько ребят, кто работает в документалистике; Никита Сморкалов, например. Но дальше города кино идёт плохо. В Удмуртии все специализируются на съёмке свадеб, ссылаясь на «чем ещё заработать?». — Возможно ли вообще, чтобы «удмуртский» кинематограф стал относительно известным на российском уровне? — Это возможно, если талантливым людям дать ощущение тыла, дать возможность творить не на голом энтузиазме, а на ощутимом, финансовом. Молодых, амбициозных, с большим желанием нужно обучать и спонсировать. Чтобы режиссёр знал, что пока он создает свой шедевр, он не умрет с голоду. Когда кинематографисты местного уровня поймут, что снимать кино — это не только интересно, но ещё и прибыльно, например, дело возьмёт оборот. Но для спонсорства нужен заинтересованный инвестор. Либо огромное непреодолимое желание делать «своё» кино со своим колоритом. И ещё: чтобы создавать здесь кино, нужна какая-то техническая база. Хотя бы арендная. Чтобы молодой режиссёр, собирая команду, понимал, где и что брать, на что снимать. Обычно такие идейные люди без денег и без техники. И ещё чаще: такие идейные фанаты уезжают в другой город и растворяются там. Задача №1 — решить проблему миграции. Ещё один знакомый из профессионалов, режиссёр-документалист Лев Вахитов, обладатель премией «ТЭФИ — регион», сразу ответил, что «у кино в Удмуртии пока один творец — Вениамин Тронин!» — До него не дотягивает ни один режиссёр. Последние его фильмы мне не очень нравятся, но это не значит, что это плохо. Очень хорошо работал Анатолий Добряков. Но он ушёл в своё дело, которое не имеет никакого отношения к кино. Последний наш фильм «Два Ивана» очень даже хорош! Премьера ожидается в Хантах в сентябре. — Может ли быть сегодня в Удмуртии своё кино? — Есть много попыток сделать кино, иногда даже успешное, но на уровне небольших фестивалей. «Удмуртское» кино может быть. Для этого нужны личности и понимание того, что это кино надо делать. Но когда наше телевидение платит одинаково за спецрепортаж и хороший документальный фильм, мы теряем всех наших «подающих надежду». А так, повторю, «удмуртское кино» пока в одном лице — Вениамин Тронин. Отвечая на вопрос о современном состоянии кинематографа в Удмуртии и о том, что ему необходимо, сам упомянутый выше Никита Сморкалов ответил: «Кино у нас любительское, потому что у нас нет киновузов. И я этим вполне доволен». — То есть ты не хочешь славы удмуртского кинематографа? — Мне безразлично. — Что мешает окончить вуз в Питере и приехать снимать здесь? — А зачем? Вкладываешь кучу денег в образование и не зарабатываешь, а стяжаешь славу удмуртской земли?.. Ещё один юный друг, который однажды даже снял меня в своём кино, Иван Обухов также уверенно заявил в беседе, что в Удмуртии кинематографа попросту нет. — Есть разрозненные смельчаки, пытающиеся снимать кино, есть частные киностудии, есть околокиношная жизнь: киноклуб, фестивали и так далее. Есть даже свои режиссёры-легенды, например, Эрнест Хуснутдинов. Но кинематографа нет. В Якутии есть, а у нас нет. Там это нужно и народу, и власти; люди там заинтересованы в том, чтобы у них было «большое кино». Здесь никому, видимо, ничего не надо. Нет дружбы с великими целями. Ни у народа, ни у власти. А кино будет только там, где есть великие цели. Это, например, Ленин очень хорошо понимал. — Что же нужно, на твой взгляд для того, чтоб был кинематограф? — Надо, чтобы была киностудия. Удмуртфильм должен быть. Разве не понятно? Только на больших студиях могут существовать большие проекты. Захотели фильм биографический про «первого ижевского архитектора» Дудина снять — пожалуйста. А фольклорное что-нибудь, на основе удмуртского эпоса — да легко. Вот якутский фильм на ММКФ победил, и наш бы мог победить, почему нет? Сейчас удмуртский кинематографист выживать должен, изворачиваться, а была бы студия — зажили бы тогда! Не только на российский уровень смогли бы взобраться, но и на общемировой с их «пальмами» и «львами», это как пить дать. Создатель и бессменный руководитель «Ижевского киноклуба» Андрей Смирнов признал, что в последние пару лет немного выпал из темы кинематографа Удмуртии. — Судя по тому, что на Ижевский кинофестиваль присылают работы откуда угодно, только не от нас, делаю вывод, что всё плохо стало. Возможно, люди снимают и никому не показывают или просто выкладывают в YouTube. Но того бума, какой был ещё лет пять-шесть назад, уже, к сожалению, нет. — Что же нужно, чтобы бум снова произошёл? — Нужно, чтобы люди не просто случайно сняли один-два любительских фильма и выдохлись, а захотели сделать это частью своей жизни, начали бы учиться, а после этого вернулись сюда. Как в Якутии — они все, отучившись кино, возвращаются из вузов обратно и помогают друг другу. В мире уже знают феномен якутского кино. У нас же все талантливые уезжают и не думают возвращаться. К сожалению, кино идёт рука об руку с социокультурной ситуацией, с образом города и региона в глазах жителей. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТВЕТ Внимательный читатель заметил, что собеседники часто разделяют географию и национальность. Одно дело — кинематограф Удмуртии, другое — национальный удмуртский этноколорит. Существует ли у кино такой «оттенок» и не теряется ли он после столичного образования? Мне кажется, кино не имеет национальности. Оно или есть, или нет. Мы делали кино со Светланой Стасенко и про удмуртов, и про марийцев. Кстати, Светлана отличный режиссёр. Мы с ней здесь в Ижевске учились в одной группе в «Кульке». Но она уже давно работает в Москве. Действительно, в столицах учатся хорошие наши ребята. Например, Роман Померанцев в Питере. Я думаю, что из него получится хороший режиссёр. Но вернётся ли он в Ижевск? Кто его поддержит здесь? Было бы здорово, если б здесь набирали группу киношников хотя бы раз в четыре-пять лет. Туда бы попали и ребята, знающие удмуртский язык. Вполне возможно, что из них бы получились хорошие киношники. И они наверняка остались бы здесь! Лев Вахитов Для национального кино нужно, чтобы фильмы снимались на удмуртском языке. Были понятны для удмуртскоязычного зрителя, говорили на их языке. И тут опять проблема образования и возвращения. И ещё проблема в том, что города-то у нас русские, удмуртская только деревня. Нужно ли это — вопрос к народам, а не ко мне. Нужно ли малым народам кино? Якутам очень нужно, и поэтому оно у них есть. Удмуртам, боюсь, что не нужно. Ну или двум-трём людям. Для искусства, творчества нужна среда, оно не может жить и развиваться в пустыне. Если же народ не подпитывает своей энергией своё кино, значит, такого кино и не будет. Андрей Смирнов ОЖИДАНИЕ — РЕАЛЬНОСТЬ Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, полномочный представитель Удмуртии в Союзе кинематографистов России Вениамин Тронин живёт в Глазове. Вениамин Семёнович — лауреат, призёр и участник многочисленных всероссийских и международных фестивалей и кинофорумов. Какого же его мнение по обсуждаемому вопросу? — Удмуртия давно созрела для рывка в области регионального кинопроизводства. Есть конкурентоспособные профессионалы, есть мировое и российское признание, есть связи, опыт, амбиции, наконец. Но есть одна «засада». Уже долгие годы руководство республики не может адекватно отнестись к этому факту. — А ваши собственные планы?.. — В следующем году планируются съёмки большой прокатной кинокомедии «Я-а-а-азь!!!». Прокат жизнеутверждающей картины об удмуртской женщине, о малой Родине пойдёт, надеюсь, по всей стране и, может быть, этот проект изменит мышление руководства республики относительно национального кинематографа. — Может быть, искать финансирование за пределами региона? — Важный момент, который надо понять: фильмы, снятые об Удмуртии на государственные деньги, но столичными студиями — это не «своё кино». Государственное финансирование наших кинопроектов в идеале должно идти через Удмуртию, а с московскими студиями надо работать на партнёрской основе. Тогда деньги на отдельную картину будут работать и на развитие всего регионального кинематографа. Уроженка Ижевска Светлана Стасенко сняла почти 30 документальных и игровых фильмов. Уже давно живёт и работает в Москве. Светлана Алексеевна — лауреат российских и международных кинофестивалей, академик Международной академии телевидения и радио, член Союза кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссёров России, член Гильдии неигрового кино и телевидения. На мой вопрос из прошлого режиссёр дала следующий ответ. — Мешает, наверное, отсутствие киностудии и профессионалов среднего звена: вторых режиссёров, исполнительных продюсеров, скрипт-супервайзеров, продюсеров поста, дольщиков, звукорежиссёров и прочих. А гениев у нас более чем достаточно. Многие собеседники упоминали якутское кино. Сначала о нём узнали и рассказали другим кинокритики Елена Ванина и Антон Долин, слетав в Якутию в 2012 году. После этого якутский кинематограф стал популярен на фестивалях в стране и даже мире. Почему же там так много и качественно снимают? Почему множество режиссёров и операторов возвращаются на малую Родину после окончания киновузов в Москве и Санкт-Петербурге? Как оказалось, в 1992 году первый президент Якутии Михаил Николаев подписал указ о создании национальной кинокомпании «Сахафильм». С тех пор в Якутии умеют и качественно снимают большое кино. Министр культуры Удмуртии Владимир Соловьёв посетовал, что финансирования на как таковое развитие кинематографа в республике не было и нет. Проектов по поддержке тоже пока не предвидится. Но есть и хорошие новости — на оборудование муниципальных кинозалов Удмуртия в 2018 году из федерального бюджета получила 30 млн. рублей. Получается, что талантами земля Удмуртии полна. Руки и голова у них работают исправно. Образование, если таковое имеется, лишь на пользу дела. Денег нет. Можно было бы написать про несбыточные надежды самих демиургов. Или про то, что официальные власти не заинтересованы в качественном развитии культуры на фоне сувениров с солярным крестом и играми в пельмени с перепечами. Частные инвесторы также не видят прибыли, а сами «местные таланты» не обучены привлекать потенциальных спонсоров. Ещё можно было бы порассуждать о современном поколении с его иконическим мышлением и симпатией к короткому формату. Как в тексте, так и в картинке — посмотреть ролик, может быть, более хочется, нежели длинный метр… Можно было бы про это всё написать, но не буду. Как в финале фильма «Интервью» Федерико Феллини: «Но мне кажется, я слышу моего первого продюсера. «Разве это финал? Без луча солнца, без единой соломинки надежды? Дай мне хотя бы луч солнца», — умолял он меня. Луч солнца? Не знаю, попробуем…».