Князь Волконский — ренессансный человек эпохи шестидесятых

Буквально в день первого концерта фестиваля вышли диски с архивными записями Андрея Волконского, в том числе и отреставрированная запись его исполнения "Гольдберг-вариаций" И.С.Баха, сделанная с концерта в 70-х годах, даже не с атрибутированной точно датой. Но, кроме того, что Андрей Волконский был композитором, исполнителем, учёным, он был таким же "культурным явлением" эпохи, как, скажем, в своё время, нотный издатель и меценат, основатель "беляевского кружка" Митрофан Петрович Беляев. А.Волконский через десятилетия продолжил беляевскую традицию, в последние годы он был куратором Музыкального фонда М.П.Беляева, это позволило издать многие сочинения таких композиторов как Валентин Сильвестров, Александр Вустин, Тигран Мансурян. Концерт, открывающий фестиваль, оказался невероятно концентрированным по той музыке, которая прозвучала в двух его отделениях. Это была камерная программа, масштабность и монументализм которой не уступала симфонической. Прозвучало одно из знаковых произведений самого А.Волконского "Жалобы Щазы" для сопрано (Алиса Гицба) и ансамбля (1962). Трио Г.Уствольской для кларнета, скрипки и фортепиано (1949) исполнили С.Елецкий, С.Малышев и Е.Миллер. Аплодисменты после исполнения "Жалобы Щазы". А. Волконского. Фото: Владимир Зисман "Agnus Dei" Т.Мансуряна (2006), Партита для арфы, струнного квартета, и клавира В.Кисина (1998), струнный квартет №3 В.Сильвестрова (2011), который впервые был исполнен в России — каждое из этих глубоко индивидуальных произведений было жемчужиной камерной музыки. Завершил концерт "Маленький реквием" для сопрано и струнного квартета (1994) А.Вустина. Автор, присутствовавший на концерте, поблагодарил исполнителей букетом цветов. Хочется высказать своё восхищение музыкантам, солистам и струнному квартету "Студия новой музыки", потому что и по звуку, и по чувству ансамбля, и по ощущению и пониманию стиля исполнение было безупречным. А это, между прочим, два отделения на сцене. Елизавета Миллер. Фото: Владимир Зисман Мой поклон солистам и, особенно, Станиславу Малышеву, который, фактически исполнял роль дирижёра, хотя было видно и понятно, что каждый исполнитель знает не только свою партию, но и всю партитуру в целом. И, конечно же, отдельных аплодисментов заслуживает Алиса Гицба, удивительно тонко и органично исполнившая сольную партию в "Маленьком реквиеме" А. Вустина. Вообще, надо заметить, что пять концертов фестиваля скомпонованы таким образом, что в них проявляются все главные стороны музыкального "существования" А.Волконского. Прозвучат произведения композиторов, так или иначе связанных с его личностью — это музыка В.Сильвестрова, А.Вустина, Т.Мансуряна, А.Пярта, Л.Десятникова, это "старая музыка" — 6 октября в кафдральном соборе Св. Петра и Павла состоится концерт "Тысяча лет духовной музыки", в котором будут участвовать ансамбль старинной музыки "Alta Capella" под управлением Ивана Великанова и вокальный оркестр "Хронос" (художественный руководитель Е.Скурат). 22 сентября в Тарусе и 23 сентября днём в Рахманиновском зале МГК пройдут два концерта "В диалоге с классикой" с участием камерного оркестра Тарусы (художественный руководитель и дирижёр Иван Великанов) и таких солистов как А.Любимов, В.Песин, Ю.Макарьянц, Е.Миллер и др. Александр Вустин. Фото: Владимир Зисман Завершит фестиваль 16 октября в Культурном центре "Покровские ворота" "Клавирный марафон", посвящённый исполнительской деятельности Андрея Волконского, связанной со старинными инструментами — в нём примут участие Алексей Любимов, Елизавета Миллер, Ольга Мартынова (клавикорд, клавесин, тафель-клавир) и Иван Великанов с уникальным инструментом органетто.

Князь Волконский — ренессансный человек эпохи шестидесятых
© Ревизор.ru