«Мы даем простые советы»
Директор Парижского климатического агентства (APC) Анн Жиро приезжала в Москву, чтобы выступить на II Климатическом форуме городов. МОСЛЕНТА выяснила у Анн, как за 9 лет работы APC удалось на четверть сократить потребление электричества и выбросов парниковых газов в Париже, зачем напрямую работать с населением, отвечая на телефонные звонки, и почему главный козырь в общении с горожанами — это обещание экономии 200 евро в год. 6 учредителей и 90 партнеров ?? Ваше агентство воплощает в жизнь Парижский план по воздействию на климат (Paris climate action plan) 2007 года, в соответствии с которым к 2050-му все вредные выбросы в городе планируется уменьшить на 75 процентов. К 2020 у вас промежуточная программа: в сравнении с уровнем 2004 года на 25 процентов снизить потребление электроэнергии, выбросы парниковых газов и углерода. Осталось чуть больше года, вы укладываетесь в срок? Да, мы уже почти достигли нужных показателей. Осталось только, как мы это называем, «собрать последние фрукты с верхних веток». ?? У Парижского климатического агентства 6 учредителей (среди них — мэрия, Metro France и Электрисите де Франс) и 90 партнеров — от инженерных компаний до некоммерческих организаций. Для чего понадобилось создавать такую сложную структуру из общественных и частных компаний и институций? Сама задача, ради решения которой наше агентство было основано в 2009-м, — мобилизовать граждан на такой большой территории, - была довольно новаторской в те дни. Проанализировав ситуацию в Париже, мы поняли: достичь ощутимых результатов только усилиями муниципалитета будет сложно. Из 100 процентов того, что нужно сделать, город со своими зданиями, освещением и транспортом способен дать только 15 процентов. Все остальное зависит от граждан, частных организаций и так далее. Стало ясно: если Париж ставит перед собой такую задачу, нужно создать организацию, отличную от существующих городских структур. ?? Если Москва решит создать подобное агентство, какие в него должны войти организации и институции, чтобы оно работало так же эффективно, как ваше, Парижское? Вопрос изменения климата касается всех. А значит, чтобы действовать, нужно создать операционный альянс, состоящий из различных представителей территории: выборных представителей муниципалитета, частных партнеров, общественных организаций, дизайн-бюро, специалистов по климату, ученых. В зависимости от конкретных условий, этот альянс может быть оформлен, как агентство или комитет. Основа такого союза в том, что его участники изначально признают: их различия менее значимы, чем та тема, ради которой они объединяются. Работая с изменением климата, нужно понимать, что у всех участников альянса одинаковое видение будущего, они знают, чего хотят достичь к середине века. В Париже мы говорим о том, чтобы «прийти к углеродной нейтральности». Если все это удалось организовать, можно создавать стратегию, начинать действовать и шаг за шагом ее реализовывать. Практические рекомендации ?? Какие практические советы вы даете парижанам? Например, в кондоминиумах очень многое зависит от крыш. Их реновация позволяет добавить естественную инсоляцию и снизить потери тепла, — ведь очень много тепла уходит из зданий именно через крышу. Когда это сделано, следующий шаг — замена котла. Консультируя граждан, мы даем простые советы: например, снижение температуры в комнате на один градус в отопительный период дает от 5 до 8 процентов экономии энергии на квартиру. Достаточно перенастроить батарею или кондиционер с +21 на +20, а еще лучше на +19. Стоит заменить лампочки на энергосберегающие, меньше пользоваться автомобилем или вообще отказаться от него в городе. Вы знаете, что 60 процентов парижан обходятся без машин? Заведите удлинитель с красной кнопкой отключения, запитайте от него технику, которой не пользуетесь, когда вас нет дома, и отключайте ее перед выходом. Ведь даже не работающие приборы, включенные в розетку, потребляют электричество. Следуя подобным рекомендациям, семья может экономить порядка 200 евро в год. Достаточно почитать рекомендации Negawatt, и вы поймете, как шаг за шагом перейти на сниженное потребление энергии дома и постепенно наладить пользование возобновляемой энергией. Работа с горожанами ?? Бюджет вашего агентства составляет 1,7 миллиона евро в год... Да, и это совсем немного, при 25 штатных сотрудниках. ?? Основная их работа сводится к тому, чтобы изо дня в день консультировать парижан по телефону и отвечать на письменные вопросы и заявки на вашем сайте? Нет, мы не колл-центр. На звонки и такие письма у сотрудников уходит около половины рабочего времени, так как прямая коммуникация с населением — одна из наших миссий. Но если бы мы занимались только ответами и телефонными консультациями, все мои сотрудники разбежались бы. В Париже 2,2 миллиона жителей, на то, чтобы поговорить с ними всеми у моей команды ушли бы века! Так что мы совмещаем эту работу с «программой ускорения», которую разделили на три основные части. Первое — мы должны быть справочной платформой для всех парижан. Для этого мы выкладываем на нашем сайте советы, программы, документы, — все это инструменты, которые помогают горожанам. Мы проводим мероприятия, встречи, в которых участвуют до сотни человек, чтобы ускорить распространение этой информации. Например, у нас есть специальные программы для семей, которые помогают им экономить энергию в домах. Это чисто практические инструкции, простые «инструменты». Второе — мы являемся лабораторией. Например, мы работаем с Meteo France, и можем давать информацию по изменениям климата, объяснять их. Мы публикуем и раздаем брошюры, подключаем к своей работе инновационные проекты и стартапы, лаборатории. И третье — мы пытаемся ускорить воплощение Парижского плана по воздействию на климат. В основном это касается сферы реновации зданий. Работа, начатая 18 лет назад ?? Все-таки интересно побольше узнать, как вы наладили прямую работу с населением, интернет- и телефонные консультации. Потому что в Москве хоть и существуют платформы вроде «Активного гражданина», которые связывают жителей и власть, но они не предполагают такого взаимодействия, — москвичам предлагают только голосовать за предложенные варианты благоустройства и других городских программ. Что вы можете посоветовать нашим чиновникам, как наладить прямую работу с горожанами? Деятельность нашего агентства продолжает работу, давно уже начатую ADEME (Агентство по рациональному использованию окружающей среды и энергоресурсов Франции). 18 лет назад они поняли, что горожане ничего по сути не знают о потреблении энергии. И решили подготовить рекомендации и консультации, которые просветят французов и таким образом мотивируют их экономить электричество, потому что бесполезно ожидать от людей каких-либо действий без понимания важности этого вопроса. И 18 лет назад ADEME начало по всей Франции просветительскую кампанию с бесплатными рекомендациями, подготовленными независимыми экспертами. А наше агентство уже продолжило эту работу. Так что давать конкретные рекомендации Москве я, наверное, не возьмусь, но подчеркну, что советы и консультации для граждан должны быть бесплатными и независимыми. Потому что во Франции сейчас постоянно звонят на домашний телефон представители компаний, которые предлагают заменить окна, бойлер или еще что-то, чтобы экономить энергию. И люди не уверены, что это не просто реклама, коммерция. Учитывая этот фон, очень важно предлагать независимую и бесплатную информацию. Выгодная экономия ?? На сайте агентства и в брошюрах вы объясняете, насколько это выгодно — экономить энергию. Вы главным образом через корысть пытаетесь достучаться до людей? Чтобы общаться с горожанами, нужно быть с ними в состоянии эмпатии, говорить об их нуждах и интересах. Мы не даем уроков, мы в первую очередь слушаем вопросы, а ответы связываем с изменениями климата. К нам же не обращаются со словами: «Мир в опасности, климат меняется, как я могу поспособствовать претворению в жизнь Парижского соглашения»? Объясняя, как это сделать, мы через телефонные консультации, брошюры, публикации на нашем сайте и организацию встреч с экспертами помогаем парижанам разобраться с платежами, — отвечаем на вопрос, с которым к нам пришли. И дальше, шаг за шагом объясняем, что подготовлена «библиотека решений», как мы ее называем, и эти решения не только выгодны с точки зрения семейного бюджета, но еще и предлагают модель поведения, которая поможет защитить нашу планету от нежелательных изменений климата, вызванных человеческой деятельностью. Кроме того, мы работаем с разными группами населения. Активные граждане, которые состоят в организациях, борются против нарушений экологии, работают волонтерами, — мы им не нужны. Скорее они нужны нам — мы привлекаем активистов к участию в проектах. На противоположном полюсе общества существует другая группа — люди консервативные, которым нет дела до изменений климата, которые к нам прислушиваться начнут, может, только лет через 20. Большинство населения, которое находится между этими полюсами, как раз и составляет нашу целевую группу. Эти люди открыты для коммуникации, у них есть потребности и вопросы: они арендуют квартиры, думают о покупке новой машины, о развитии своего маленького бизнеса… Именно таким парижанам мы предлагаем решения из нашей «библиотеки». «Белая книга» для мэра ?? Значительная часть работы вашего агентства — это организация занятий для экспертов, вы ежегодно проводите четыре конференции, создаете дискуссию, объединяете представителей разных сфер общества. Как и с чего вы посоветуете начать такую работу в Москве? Эта часть нашей работы сильно отличается от коммуникации с населением. Если говорить об основных игроках, которых мы объединяем через проведение конференций, встреч и занятий, то главным условием для того, чтобы начать работу с ними, было принятие Парижского плана по воздействию на климат. У его создания тоже долгая история. Понимаете, большие общественные инициативы всегда долго развиваются. Весь этот проект начался в 2004 году, когда впервые на уровне города серьезно начал обсуждаться уровень производимых в Париже парниковых газов. В 2006 году решено было создать первый Парижский план по воздействию на климат. На тот момент сама эта тема была довольно-таки новой для Франции. Я тогда занималась частными консультациями и возглавляла проект. Уже потом, когда я стала директором Парижского климатического агентства, я как будто прошла сквозь зеркало и оказалась с другой его стороны. А тогда, в 2006 году, город принял решение, и мы его реализовали. Нашей задачей было провести множество консультаций с горожанами: о зданиях, социальной инфраструктуре, питании, обеспечении мобильности, адаптации и так далее. На протяжении года по каждому из восьми данных нам направлений мы устраивали 4-5 встреч. Объясню на примере обсуждения по теме «здания». Каждый раз на встрече присутствовало порядка 30 горожан, и на первой из них мы спрашивали: «Представьте, что мы в 2050 году и Парижский план по воздействию на климат успешно реализован. Что дальше? Каким вы представляете себе это будущее»? В следующий раз мы задавали им уже новые вопросы: «Какие действия надо предпринять, чтобы этот план сработал к 2050-му году»? «Что конкретно вы будете для этого делать»? В результате обсуждения всех аспектов городской жизни в этих восьми группах мы составили «Белую книгу». Она состояла из описания видения будущего и стратегии, которой, по мнению парижан, должен придерживаться город. Все было организовано очень символично: представитель населения вручил «Белую книгу» мэру, на тот момент это был Бертран Деланоэ. Изучив ее, он сказал: «Хорошо, всего этого мы воплощать не станем, кое-что здесь скорее похоже на мечты и вряд ли реально. Но ваши пожелания я учту, прислушаюсь к ним и дам задание в ближайшее время разработать план: какие действия и в какой последовательности мы должны предпринять, чтобы начать движение в указанном вами направлении». В следующие 6 месяцев проводились консультации с экспертами: что можно сделать за 5 лет, что — за 10, что из этого должно быть проделано государством, а что — частным сектором. В результате всей этой работы в 2007 и появился первый Парижский план по воздействию на климат, который в октябре того же года принял городской совет. Чтобы реализовать его, мне предложили создать и возглавить агентство, что для меня стало сюрпризом. Так что, когда вы спрашиваете конкретных советов и рекомендаций для Москвы, дать их крайне сложно. Теперь, когда я рассказала вам всю историю проекта, который начался в 2004 году, вы видите, какой долгий путь нам пришлось пройти в Париже, чтобы прийти к сегодняшнему состоянию дел. Из средневековья в ренессанс ?? Результаты работы Парижского климатического агентства впечатляют: благодаря вашим программам только экономия электроэнергии в кондоминиумах составляет 12 миллионов евро в год в денежном выражении. Расскажите, как вам удалось этого добиться, ведь в Париже много жилых домов старой постройки, и обновлять их инфраструктуру непросто. Что вы рекомендуете владельцам? С кондоминиумами работать гораздо сложнее, чем с отдельными гражданами и семьями. Чтобы провести проверку и обновить здание, нам нужно согласие большинства собственников, что очень сложно в Париже, где 70 процентов владельцев не живут в принадлежащих им домах и квартирах, а сдают их. И если они инвестируют в энергосбережение в своем доме, то выгоды с этого не получают: это арендатор будет платить меньше, и вся выгода достается ему. В основном мы работаем со зданиями, в которых живут владельцы. И надеемся, что по мере того, как будет возрастать количество домов, прошедших через рекомендованную нами реновацию, она станет новым стандартом. Соседи оценят выгоду и присоединятся к программе, потому что это станет модно. ?? По-моему, вы все-таки рассказываете не о моде, а о внедрении новой культуры. Да, нововведения накапливаются постепенно, после чего происходит переход на следующий уровень. В конце средних веков никто ведь не представлял, что наступает эра ренессанса. Люди не понимали, что появляющиеся новые книги и художественные приемы, — это сигналы, которые говорят о скорой смене эпох. В целом этот переход занял около 200 лет. Мы живем уже в другие времена, когда все ускорилось. И от нас сегодня ждут, что мы устроим подобную смену формаций к 2050 году, за 35 лет. В Парижском плане по воздействию на климат 500 пунктов. Только силами государства или какой-либо одной организации осуществить их все невозможно. Так что мы объединяем людей и организации, чтобы сделать этот проект вместе.