Круглый стол: Экзамен не на смерть, а на жизнь
В сетевом вещании «Вечерней Москвы» эксперты круглого стола обсудили тему, волнующую большинство москвичей: как будут ужесточаться правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Число аварий на наших дорогах постепенно снижается. Об этом свидетельствует неподкупная и объективная статистика. И все же, если оглянуться на европейских соседей, наша дорожная ситуация выглядит по-прежнему катастрофически. В мировом рейтинге безопасности дорожного движения Россия застряла где-то между Африкой и Индией. Главный контролер за дорожной ситуацией, ГИБДД, решила подкрутить гайки в механизмах процесса сдачи экзаменов перспективными водителями. А между тем новички за рулем, по данным той же статистики, наоборот, способствуют улучшению показателей безаварийного движения: в 2017 году по сравнению с 2016 годом — на 14,1%. — Если коротко, то готов проект изменений некоторых правил сдачи экзаменов, — поясняет директор автошколы «Звездный мост» Василий Морозов. — Экзамен теперь будет проводиться только в городе. На площадке отменяется для всех, кроме категорий: А, А-1, М и В 1. А также при сдаче практического экзамена будет добавлен ряд специальных маневров. С одной стороны, участники дискуссии согласны с необходимостью экзаменовать будущих водителей на городских улицах. Ведь ездить сразу после экзаменов им придется все-таки в городе. Но как же быть с угрозой создания аварийной ситуации прямо во время экзамена? Может быть, время нужно выбирать, когда машин на дорогах становится меньше. — На самом деле ничего особенного при сдаче в городе экзамена не понадобится, — подключается к разговору Владимир Гургенян, директор Автономной некоммерческой организации профессионального образования. — ГИБДД разработает специализированные маршруты, определит наиболее подходящие для этого места, для тех же парковок и разворотов. — Нет такого инструмента, который может измерить уровень навыка. Более того, если даже экзаменуемый показывает очень хорошие навыки, это совсем не означает, что дальше он будет без проблем ездить, — объясняет директор автошколы «АвтоМир, инструктор-психолог Иван Костин. Психология психологией, и все же без реальных уроков и экзаменов в городе о приобретении грамотных навыков вождения говорить не приходится. А вот еще одно интересное наблюдение за водителями-учениками. Оказывается, даже в процессе учебы вопрос безопасности езды в городе стоит очень остро. — Изучая ситуации, возникающие на дорогах с нашими учениками, мы удивились, что бьют в основном нас, а не мы, — делится опытом директор организации профессионального образования Гургенян. — За рулем с учеником, как правило, специалисты высокого класса. Очень многое зависит — и качество образования, и уровень безопасности во время обучения — от инструктора. Да, человеческий фактор во многих аспектах играет главенствующую роль. И можно, конечно, перечислять иные причины дорожно-транспортных происшествий — качество дорожных покрытий, дорожной разметки, слабый уровень освещенности, но все же в 90% из 100 роковую роль на дороге играет человеческий фактор. И знаки дорожного движения, как правило, не замечают водители в силу того, что они на дорогу не смотрят. А смотрят, например, в свои смартфоны. Так считают эксперты, и многие водители с ними согласны. Знания приходят от усердия, опыт копится с годами. К сожалению, культуру вождения, как ни учи, привить не всем удается. К сожалению, отсутствие культуры вождения нередко становится причиной дорожной аварии. Кстати, одну из причин улучшения ситуации на наших дорогах эксперты видят в появлении вездесущих контролеров-видеокамер. Под угрозой штрафов нарушать и хулиганить стали значительно меньше. Трудно с этим не согласится, если вспомнить, как резко меняются на европейских дорогах наши водители, какими дисциплинированными они там становятся. В Европе шутить и хулиганить обходится куда как дороже! Поэтому, если ужесточение экзаменов на получение водительских прав повысит водительское мастерство, поможет накопить элементарный водительский опыт в реальных дорожных условиях, а также поднимет уровень водительской культуры, пусть ужесточают. Но для таких революционных перемен как минимум потребуется время, как максимум — искусственный интеллект. На этот мнении сошлись эксперты круглого стола.