Войти в почту

Через Калининград смогут ходить контейнерные «сапсаны»

Транспортный перекресток в евразийской логистической схеме Регулярные железнодорожные перевозки контейнерных грузов из Китая в Европу через Калининградскую область начались в прошлом году. Проект продемонстрировал высокие технологические результаты и проявил возможности Калининградской области как эффективного транспортного перекрестка в евразийской логистической схеме. Для дальнейшего развития этого направления губернатор Калининградской области Антон Алиханов поддержал идею организации транзитного форума в Калининграде, которая была высказана руководителями Калининградской железной дороги и АО «Объединенная транспортно-логистическая компания Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) в мае этого года в рамках XXII Петербургского международного экономического форума. Главная задача Евразийского Транзитного Форума, по задумке его организатора – Калининградской железной дороги и генерального партнера – АО «ОТЛК ЕРА», – презентовать новый, быстрый, безопасный, конкурентоспособный по сервису и ценообразованию маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно через железнодорожные терминалы и морские порты Калининградской области. На форуме были предложены конкретные идеи, конкретные логистические продукты и дано понимание новых широких возможностей транзитного коридора через транспортную инфраструктуру самого западного региона России. Незамерзающий порт, налоговый рай и приятные тарифы «Калининград – традиционная площадка для взаимодействия между Россией, Европой и Азией. На протяжении нескольких лет мы формировали комфортную для бизнеса и жизни среду, чтобы в регион приходили компании из разных государств. Сейчас у нас работают инвесторы из более чем 70 стран. Мы обладаем всей необходимой инфраструктурой для полноценного участия в международных и межрегиональных торговых отношениях и имеем большой потенциал. Единственный незамерзающий порт России – на Балтике, и главная особенность, которой нет ни в одном другом российском регионе, – два формата железнодорожной колеи: российской широкой и узкой европейской – создают уникальные возможности для перевозок по азиатским и европейским направлениям», – отметил Антон Алиханов. Еще одной особенностью самого западного региона страны являются льготные условия особой экономической зоны, которые, по мнению губернатора, создают налоговый рай для инвесторов. Кроме того, резиденты ОЭЗ будут защищены так называемой дедушкиной оговоркой. То есть условия, на которых инвесторы пришли в регион, ухудшаться не будут, а могут только улучшаться. Новый транзитный путь через Калининградскую область даст региональным компаниям возможность более благоприятного выхода на внешние рынки. «У Калининградской области как транзитного узла много преимуществ. Это наличие резерва для пропуска контейнерных поездов, гарантированный срок доставки грузов из Китая в Европу за 12 дней, тарифные условия, сопоставимые с альтернативными направлениями, два современных транспортно-логистических центра, осуществляющих перегруз из вагонов по колее 1520 мм на вагоны с колеей 1435 мм. Незамерзающий порт Калининград обеспечивает переработку 1,5 млн контейнеров в год. Сухие порты, терминалы и морские порты совместно обеспечивают транспортировку 45 млн тонн грузов и 200 тысяч автомобилей в год. Норматив времени прохождения границ Россия – Литва и Россия – Польша составляет не более 2,5 часов», – отметил на форуме начальник Калининградской железной дороги Виктор Голомолзин. В планах КЖД – увеличить объем контейнерных грузов к 2024 году до 1 млн 200 тысяч. Это в 8 раз больше, чем планируется перевезти в этом году. «Мы сделаем грузовой контейнерный «сапсан» На форуме также были презентованы возможности Калининградского морского торгового порта. Он располагает специализированными площадками для перевалки контейнеров, удобрений, нефтепродуктов, зерновых грузов. Имеющаяся инфраструктура готова к организации мультимодальных перевозок в направлении «Восток – Запад» и стран Скандинавии. Перерабатывающая способность Калининградского порта составляет 700 тысяч контейнеров. Первый мультимодальный проект «нового Шелкового пути» с использованием портовой инфраструктуры будет реализован уже в этом году: контейнеры из Китая будут завезены в порт, а затем судами уйдут в Европу. Перевалка с вагона на судно займет не более 1,5 часов. Идея «нового Шелкового пути» из Китая в Европу была провозглашена в 2013 году. С тех пор грузопоток на этом направлении регулярно растет. Сменилось и название проекта. Сейчас его именуют «Один пояс – один путь». Самый бурный рост грузоперевозок приходится на железнодорожный транспорт. Тем не менее на сегодняшний день объем железнодорожных грузов составляет всего 1 % в общем объеме грузоперевозок. Организаторы и участники Евразийского Транзитного Форума воспринимают этот факт как серьезный стимул для развития за счет перенаправления грузов с морского пути на железнодорожный. «Объем рынка очень большой, – оценил перспективы «нового Шелкового пути» президент АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром. – Наши традиционные базовые маршруты проходят через белорусско-польские границы, но мы прекрасно понимаем, что Калининград – идеальное место для совместного развития нарастающих евразийских потоков. У региона есть большое конкурентное преимущество – возможность работать интермодально, совмещать сухой и морской пограничные переходы в ключевые порты северной Европы. Мы понимаем, что железнодорожные перевозки всегда будут оставаться комплементарными по отношению к морским, но если мы заберем 5–10 % от доли высокодоходных грузов и обеспечим отличный сервис и ценообразование, мы сделаем своего рода грузовой контейнерный «сапсан», который будет ходить по нашей инфраструктуре каждый час». Ударили по рукам В рамках Евразийского Транзитного Форума состоялось подписание соглашений о сотрудничестве в сфере контейнерных грузоперевозок через Калининградский транспортно-логистический центр. АО «ОТЛК ЕРА», Калининградская железная дорога и Ассоциация экспортеров Калининградской области АЭКС подписали меморандум о взаимодействии в организации железнодорожных контейнерных перевозок. Документально было закреплено сотрудничество между Калининградской железной дорогой и Координационным центром по контейнерным поездам при Китайской коммуникационной транспортной ассоциации. Еще один меморандум о сотрудничестве в сфере транзитных контейнерных перевозок через Калининградскую область был подписан руководителями ООО «Fahrhafen Sassnitz», Калининградской железной дороги и ООО «Балтийская стивидорная компания». Второй частью двухдневного мероприятия стало презентационное посещение железнодорожных и морских терминалов. Участники форума побывали на площадках развивающихся терминально-логистических центров по обработке контейнерных поездов в Калининграде на станции Дзержинская-Новая и Черняховске. Морские транспортные возможности региона представили гостям Калининградский морской торговый порт и Балтийская стивидорная компания. Фото – Андрей Озерцов

Через Калининград смогут ходить контейнерные «сапсаны»
© РИА "ФедералПресс"