В Киргизии прошел мастер-класс для будущих из стран СНГ и Прибалтики
Студенты и преподаватели художественных вузов из стран бывшего Советского Союза побывали на берегу Иссык-Куля, чтобы запечатлеть красоты природы накануне открытия III Всемирных игр кочевников. Мы привыкли думать, что молодые люди сегодня мало склонны к сантиментам и предпочитают не показывать чувства на людях. Однако при расставании друг с другом участники четвертого ежегодного мастер-класса для студентов художественных вузов стран СНГ и Прибалтики в Киргизстане не скрывали грусти и слез. Так было и в прошлом, и в 2016 году, такие же эмоции, судя по всему, будущие художники испытают и следующим летом. Иссык-Куль объединяющий На мастер-класс в Киргизию прилетели 50 студентов и преподавателей из одиннадцати постсоветских стран. Впервые участие во встрече приняли делегации из Литвы и Грузии. Каждый раз организаторы этого масштабного проекта - сотрудники общественного фонда поддержки творческих инициатив во главе с автором проекта Дамирой Алышбаевой, - готовясь к приему гостей, волнуются. Они хотят, чтобы люди, впервые вступившие на киргизскую землю, вдохновились ее природой, познали тепло восточного гостеприимства, подружились между собой, начали общаться и делиться творческими замыслами. То есть почувствовали себя так, как при СССР, когда фестивали, выставки, пленэры собирали художников и скульпторов из всех пятнадцати республик огромной страны в Москве и Кишиневе, Риге и Ереване, Минске и Тбилиси, Ташкенте и Баку. - Цель проекта - не воссоздать атмосферу того времени, что уже невозможно, - поделилась своими мыслями Дамира Алышбаева. - Мы ищем подходы для дальнейшего взаимодействия художественной интеллигенции стран содружества. Хотим укрепить творческие и личностные контакты, воспитать толерантность, вовлечь молодежь в процесс межкультурного диалога. Мы очень благодарны Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества (МФГС) стран СНГ за помощь в создании такой площадки в Киргизстане. МФГС финансово поддерживает наш проект уже в четвертый раз, превращая его в традицию. Для выезда на пленэр выбрали побережье Иссык-Куля. Не только потому, что для киргизов озеро является сакральным местом, с которым связаны сотни легенд, но и в связи с проведением III Всемирных игр кочевников. Киргизская сторона хотела, чтобы гости увидели живописные места джайлоо Кырчын, где у подножия гор возник город из сотен юрт и палаток, в которых кипит жизнь кочевого народа. Продюсеры и режиссеры большого спортивно-культурного праздника радуют зрителей соревнованиями по стрельбе из лука, турнирами силачей и борцов, скачками, народными играми, танцами, театрализованными представлениями, дегустацией кухни кочевых племен, ярмаркой ремесленников. Дух кочевья Чтобы ребята ощутили дыхание приближающего большого спортивного зрелища, на второй день им организовали экскурсию на международную ярмарку ремесленников "Оймо", где витает дух Азии. Гостям посчастливилось встретиться с мастерами декоративно-прикладного искусства из Узбекистана и Таджикистана, Казахстана и Афганистана. Ювелирные украшения, ковры, детские игрушки, изделия из кожи и войлока ручной работы, керамика вызвали восхищение у молодых художников. Но на этом открытия не закончились. Шум восточной ярмарки сменился тишиной прибрежной степи. Следующая остановка - в парке петроглифов. Это уникальное в Центральной Азии место, где хорошо сохранились сотни наскальных рисунков доисторического периода. Многие участники выразили желание тут же начать писать картины, так их вдохновили памятники прошлого. На следующее утро гости любовались природой: ближе к горам абрикосовые и яблоневые сады сменились хвойными лесами и кустарниками. Вытекающая из глубины скал речушка поражала хрустальной прозрачностью. Для ребят из равнинных республик - Латвии, Беларуси, России, - по их признанию, картина открылась просто фантастическая. Профессор национальной академии из Вильнюса Зигимантас Аугустинас с парой своих студентов забрался высоко в горы и даже отказался спускаться на обед. Такое же восхождение совершили украинцы Сергею Скрипицин и Роман Штайер. Организаторам пришлось подниматься наверх, чтобы доставить контейнеры с едой и воду. Все художники работали с увлечением. Студент Белорусской государственной академии искусств Антон Московкин признался, что для него здесь все необычно: ослепительное солнце, снежные горы, зеленые луга, хвойные леса. И все это великолепие в одном месте. А Тигран Петросян из Армении, Торнике Робакидзе и Мариам Натриашвили из Грузии находили много схожего в природе Киргизстана с родными пейзажами Родины. Однако было и много отличий. По-этому и картины у ребят на первом пленэре совершенно разные, хотя место одно - урочище Кырчын. Портрет мастерком По многочисленным просьбам художников организаторы один из дней посвятили рисованию портретов. В группе нашлось немало любителей этого направления. Два солидных аксакала, умудренных жизненным опытом, согласились позировать, узнав, что молодые художники приехали из других стран. Облачившись в праздничные национальные наряды, пенсионеры терпеливо высидели несколько часов в тридцатиградусную жару. В перерывах они с любопытством рассматривали незаконченные работы молодых авторов, узнавая и не узнавая себя на холстах. Молодой преподаватель кафедры живописи из Киева Сергей Скрипицын больше работал мастерком, чем кистью. А вот его коллега из Ташкента Умар Раджабов, напротив, использовал одновременно две кисти - одной рисовал, другую в это время держал во рту. Такая у него манера. А студентка Кишиневской академии музыки, театра и изобразительного искусства Марине Калин работала сидя, поджав под себя ноги и низко опустив голову, словно закрывая собой от посторонних глаз незаконченную работу. День портрета удался, молодые художники были погружены в работу, творили увлеченно и самозабвенно. Аксакалы оказались польщены всеобщим вниманием и приобщением к высокому миру искусства, а организаторы довольны тем, что есть картины, которые не стыдно будет показать на выставке, которая откроется в ближайшие месяцы. Большое значение организаторы проекта уделяли презентациям. Каждый вечер после ужина участники рассказывали о своем вузе, его истории, показывали работы, отвечали на вопросы. Тенденции в обучении живописи, как показали презентации, меняются. Например, в Прибалтике, на Украине и в некоторых других республиках происходит постепенный отказ от традиционных подходов в искусстве. В Литве, по словам профессора Зигимантаса Аугустинаса, студентом академии живописи может стать человек, который не умеет рисовать, но может создавать инсталляции или заниматься графическим дизайном. В Азербайджане, Киргизии, России и Узбекистане художественные вузы остались верны традициям старой школы, хотя и им не чужды новые веяния в искусстве. Накопленный столетиями опыт и мастерство живописцев эпохи Возрождения и советского реализма - мировое достояние, от которого глупо отказываться в угоду моде и конъюнктуре. Кстати Два последних дня прошли на южном берегу озера Иссык-Куль. Здесь участников ждало совсем другое зрелище. Горы в этих местах удивительных форм и расцветок и напоминают кадры из исторических или фантастических фильмов. Не зря самый популярный у туристов каньон южного побережья Иссык-Куля именуется Сказкой. По словам москвички Марии Коен, она испытала от увиденных красот удивление, восторг и вдохновение. Четвертый по счету мастер-класс студентов и преподавателей художественных вузов стран СНГ и Прибалтики закончился. Прощаясь с Киргизией, участники выразили благодарность за организацию полезного мероприятия, подарившего им целую неделю открытий, знакомств и творческого единения. Вызывало сожаление лишь то, что на это была отведена всего одна неделя.