Как Екатерина II помогала иезуитам
Католическое общество Иисуса, более известное, как орден Иезуитов, имеет драматичную историю и весьма неоднозначную репутацию. В свое время его основатель, Игнациус Лойола, даже провел некоторое время в застенках инквизиции. Тем удивительней, что было время, когда само существование Ордена висело на волоске, а само Общество Иисуса сохранилось только благодаря православной России и императрице Екатерине II. Орден Иезуитов был основан в 1534 году, а в 1540-м официально был утверждён тогдашним римским понтификом, Павлом III. Устав общества Иисуса предполагал миссионерское служение, стремление к учёности членов Ордена, при этом с упором на естественные науки и безоговорочное иерархическое подчинение. Этот принцип был обозначен латинской формулой «Erit sicut cadāver», что можно перевести как «подобно трупу». То есть, предполагалось, что нижестоящие члены ордена полностью управляемы начальством, и так по иерархии до самого генерала ордена, которого периодически именовали «черный Папа». И он, в свою очередь, был подконтролен лишь Папе Римскому. Глобальные перемены Иезуиты были тем орденом, который стал флагманом контрреформации и снижения влияния протестантов в Европе. К слову, получалось у них неплохо. Однако методы были, мягко говоря, спорные. Фактически, иезуиты постоянно плели интриги, манипулировали европейскими властителями и просто влиятельными политиками, добиваясь расширения влияния католической Церкви ad majorem gloriam Dei, к вящей славе Господней. Но в самой Европе зрели глобальные мировоззренческие перемены, и тогдашние европейские династии стремились освободиться от власти Рима. А эту власть олицетворяли вездесущие и всесильные иезуиты. Систематическая и организованная деятельность по устранению иезуитов со стороны европейских монархов началась в середине XVIII века и привела к тому, что Папа Климент XIV официально упразднил орден по всей Европе в 1773 году. Вмешательство Российской Империи Но тут в ход истории и жизни Общества Иисуса вмешалась Российская Империя. В 1772 году между Австрией, Пруссией и Россией произошел первый раздел Польши. На тот момент Польша была одним из крупнейших центров иезуитов в Восточной Европе. Более того, именно в Польше они пользовались огромным уважением, как уменьшившие влияние и численность протестантов и вернувшие поляков в лоно католической Церкви. Второй и третий разделы Польши все увеличивали и территории, и католическое население, отходившие Российской Империи. Понятно, что католики были в Империи и до этого, например, пресловутые поволжские немцы, но именно поляки-католики были многочисленны. Уже после первого раздела Польши Екатерина получила в подданство 900 тысяч католиков, из которых 800 тысяч были грекокатоликами-униатами и 100 тысяч – католиками латинского образца. И всем этим, по большому счету, управляли иезуиты. Политический ход Естественно, российской императрице нужна была лояльность новых подданных, которые от того, что происходит с их государством, были, мягко говоря, не в восторге. И тут Екатерина II сделала политический ход, которого от неё никто не ожидал. Стоит напомнить, что сама императрица в юности была лютеранкой, то есть, католиков вообще и иезуитов в частности недолюбливала искренне и глубоко. Сохранились, например, такие строки Екатерины об Обществе Иисуса: «Коварнейший из всех прочих латинских орденов». Однако вдруг польские иезуиты расписываются русской императрице в полнейшей и абсолютной лояльности. Протоиерей Георгий Ореханов в своей лекции описывает эту ситуацию так: «Даже для самой императрицы было несколько неожиданно, что иезуиты ее безоговорочно поддерживают, причем поддерживают в очень торжественной форме. В костеле святого Стефана в Полоцке 24 ноября 1772 года (а 24 ноября — это день ангела императрицы, и день был выбран специально) совершается торжественное богослужение, которое отличается особой пышностью, и проповедь произносит один из ведущих профессоров Полоцкой коллегии отец Катебринг. Он в своей проповеди просто превозносит императрицу до небес, говоря о различных её качествах». Мама Русская вместо Папы Римского Вслед за иезуитами на верность императрице стало массово присягать и всё католическое сообщество. Но планы Екатерины распространялись еще дальше. Фактически, она изолировала польских, а теперь уже российских, иезуитов от влияния Римского Престола. Папский указ о роспуске ордена просто не был зачитан российским членам Общества Иисуса, о том, что их орден упразднен по всей остальной Европе, они узнали в рамках неформальной коммуникации со своими бывшими собратьями по Ордену. Екатерина II, при этом, дала право иезуитам поставлять новых священников и принимать в орден новых членов. То есть, сохранила Обществу саму возможность продолжения жизни. Больше того, власть Рима над иезуитами теперь была только догматической. То есть, иезуиты, как и поляки, оставались католиками, не раскольниками, но все послания Папы сначала читались и визировались императрицей. В общем, если раньше у польских католиков был только Папа Римский, то теперь появилась еще и «Мама Русская». И в итоге даже Римский Престол пошел на уступки, признав существование иезуитов на территории Российской Империи «каноничным». Кстати, есть версия, что со стороны Екатерины в таком поведении были и личные мотивы: Рим всячески препятствовал пресловутым разделам Польши, и получить такой козырь, как Орден «главных помощников Папы», которые фактически стали в оппозицию к Папе – это было не только политически грамотно, но еще и просто красиво. Павел I продолжал Развитие иезуитского ордена продолжилось и при Павле I, который вообще благоволил к «бедствующим католическим орденам» настолько, что, будучи православным монархом, стал протектором Мальтийского ордена. А в 1814 году Рим восстановил Орден в правах по всей Европе. Что характерно, первым генералом «обновлённого» Ордена стал российский подданный польского происхождения Фаддей Бжозовский. Просто потому, что во всей остальной Европе иезуитов не осталось. Орденом он управлял из России, поскольку с момента восстановления в Европе Общество стало стремительно терять свои позиции в нашей стране, и Бжозовскоому в какой-то момент попросту запретили выезд из Российской Империи. Причиной тому стало неприкрытое миссионерство иезуитов в среде православной аристократии. В конце концов иезуиты были выдворены с территории России в 1820 году, а пятью годами ранее, когда оказалось, что племянник тогдашнего обер-прокурора Синода под влиянием иезуитов тайно принял католицизм, иезуиты были удалены из Петербурга и Москвы, а генералу Ордена Бжозовскому запретили покидать территорию России. В общем, ситуация поменялась диаметрально, и во всей Европе иезуиты были, а вот в нашей стране – нет. Однако так или иначе, самим фактом своего существования и неразрывности исторической преемственности Общество Иисуса обязано российским монархам. И кто знает, как бы повернулась история самого Ватикана, если бы не решение Екатерины II, ведь нынешний Папа Франциск как раз иезуит.