Башенка с часами и умные совы: история университетского корпуса на Чернышевского
Сегодня мы расскажем о здании бывшей народной школы для мальчиков и девочек имени Кристиана Крауса и Теодора Гиппеля, что располагалось на пересечении двух городских улиц — Stägemannstraße (ныне улица Чернышевского) и Krausallee (ныне улица Каштановая Аллея). Об истории создания здания, его архитектурных особенностях, довоенной и послевоенной судьбе и будет наш сегодняшний рассказ. Народная школа для мальчиков и девочек имени Кристиана Крауса и Теодора Гиппеля Kraus-und Hippel-Schüle Время строительства: 1909–1910 годы. Адрес: Königsberg, Amalienau, Stägemannstrasse, 56 / Калининград, улица Чернышевского, 56а. Архитектор: группа архитекторов имперского Министерства общественных работ. Историческая справка Район Кёнигсберга Амалиенау (Amalienau) появился в городской черте в 1900–1920 годах благодаря немецкому предпринимателю-промышленнику Густаву Шнеллю (Gustav Schnell), выстроившему на купленном им у города большом участке городской земли своё родовое имение. Поместье, впоследствии давшее название всему району, было названо в честь жены Густава — Амели Шнелль (Аmélie Schnell). В конце XIX века знаменитый кёнигсбергский архитектор Фридрих Хайтманн (Friedrich Heitmann) вместе с группой единомышленников решает обустроить этот район в соответствии с модной в то время концепцией "город-сад", предполагавшей малоэтажную застройку и обилие зелени. Проектированием занималось Общество строительства и недвижимости, которое было создано самим Фридрихом Хайтманном и его соратником Йозефом Кретчманом (Josef Kretschmann) в 1898 году. Проекты зданий принадлежали таким известным архитекторам, как Г. Хопп, П. Бростовский, Ф. Хайтманн и Ф. Ларс. Именно тут так гармонично сосуществовали три популярных в то время архитектурных стиля: югендстиль, в котором строилось большинство зданий Амалиенау, романтизм и неоклассицизм. Здание, о котором пойдёт наш сегодняшний рассказ, относится к последнему. Неоклассицизм отличался от русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, и смешением классических и ренессансных мотивов. Здание народной школы для мальчиков имени Кристиана Крауса и Теодора Гиппеля для девочек, располагавшееся на пересечении двух городских улиц — Stägemannstraße (ныне улица Чернышевского) и Krausallee (улица Каштановая Аллея), было укрыто от посторонних глаз, спрятавшись во дворах жилых домов. Обер-бургомистр и профессор философии Знаменитый кёнигсбержец Кристиан Якоб Краус (Christian Jacob Kraus) родился в 1753 году в городе Оструда (Восточная Пруссия). Он был выпускником знаменитой Альбертины, последователем Давида Юма и другом Иммануила Канта. Краус и сам был весьма популярной личностью в Альбертине. Будучи профессором практической философии и наук о государственном управлении, дважды избирался ректором, в 1792 и 1798 годах, состоял в масонской ложе Zu den drei Kronen, располагавшейся на берегу Замкового пруда. Параллельно Краус работал в Альтштадтской библиотеке. Из его научных достижений можно особо выделить разработку теории государства, ставшую впоследствии основой значимых реформ в Пруссии. Также он перевёл на немецкий язык главный труд отца классической политэкономии Адама Смита под названием "Исследование о природе и причинах богатства народов". Впоследствии стал учителем прусских политиков Рудольфа фон Ауэрсвальда (Rudolf von Auerswald) и Генриха Теодора фон Шёна (Heinrich Theodor von Schön). Умер Кристиан Краус в Кёнигсберге в 1807 году и был похоронен на профессорском кладбище в Хаберберге вместе с другими знаменитыми ректорами Альбертины. Об этом событии до сих пор напоминает мемориальная табличка на чудом уцелевшей стене кладбища у Южного вокзала. Немецкий государственный деятель, писатель, критик и обер-бургомистр Кёнигсберга Теодор Готлиб фон Гиппель (Theodor Gottlieb von Hippel) родился в 1741 году в городе Гердауэне (Восточная Пруссия). Спустя 15 лет он начинает изучать теологию в знаменитой Альбертине, где слушает лекции знаменитого Иммануила Канта, став впоследствии его соратником и последователем. Спустя всего три года Гиппель начинает свою преподавательскую деятельность как домашний учитель в доме голландского советника юстиции Теодора Поликарпа Войта. Гиппель, как и Краус, состоял в рядах масонской ложи Zu den drei Kronen. В 1760 году он уехал в Санкт-Петербург, где получил аудиенцию у российской императрицы Елизаветы Петровны и был принят в высшее общество. Вернувшись в Кёнигсберг, Гиппель поступает на юридический факультет Альбертины, продолжая работать домашним учителем. После успешного окончания университета получает должность в городском суде и быстро приобретает славу успешного адвоката. В период с 1780 по 1786 годы ему доверяется возглавить королевскую уголовную коллегию, после чего Гиппель становится обер-бургомистром и президентом Кёнигсберга. В это же время он приобретает у города небольшой загородный домик с участком в Среднем Хуфене (Mittel Hufen), который превращает в свою резиденцию под названием Гиппельсгартен (Hippelsgarten). В любое время года и в любую погоду Гиппель любил прогуливаться к своему загородному дому, по его распоряжению была вымощена дорога в Хуфен, которая впоследствии получила название Хуфен-аллея (Hufen-Allee), что сейчас носит название проспект Мира. На приусадебном участке разбили красивейший сад и уютный парк в английском стиле, украшенный живописными скульптурами и башенками из мрамора и гранита. В 1806 году тут была устроена летняя резиденция прусского короля Фридриха Вильгельма III (Friedrich Wilhelm III), которую очень полюбила его супруга королева Луиза Мекленбургская (Luise zu Mecklenburg), впоследствии скрывавшаяся тут от войск Наполеона. В начале ХХ века это место станет городским парком, который в наше время носит название Центральный парк. Гиппель имел литературный талант, богатое воображение и чувство юмора. Он написал несколько романов, сатир и эссе. А ещё Гиппель был заядлым коллекционером и собрал у себя дома дорогую коллекцию произведений художественного искусства, куда входили работы Рубенса, Кранаха и Гальса. Впоследствии его наследник Теодор Готлиб Гиппель-младший подарил коллекцию Кёнигсбергу, где она стала основой экспозиции городского музея. Гиппель был похоронен в 1796 году на городском кладбище в районе Астрономического бастиона (сейчас это зелёная зона между улицей Генерала Галицкого и Гвардейским проспектом). В мае 2016 года в ходе строительных работ был найден надгробный камень с могилы Гиппеля, ранее считавшийся утерянным. Он передан в Калининградский историко-художественный музей. Как выглядело здание Четырёхэтажное здание двойной народной школы было построено в стиле неоклассицизма с элементами барокко и имело прямоугольную форму. С правой стороны к нему примыкала двухэтажная пристройка. Здание было оштукатурено в серо-белых тонах специальным раствором с добавление ракушечника. Лицевой фасад делился на центральную часть, которая немного выступала вперёд благодаря двум массивным центральным ризалитам с барочными порталами, и две боковые части чуть в глубине основного здания. Оба ризалита имели массивные и богато украшенные входные порталы. Их основанием служили мраморные ступени, от которых вверх шли по две колонны. Венчали входные порталы массивные фронтоны с красивейшими барочными элементами лепнины в виде гербов, свитков, ваз с фруктами и четырёх белоснежных сов как символов мудрости и знания. Через правый портал входили мальчики, через левый — девочки. Продолжением порталов служили два массивных ризалита, уходившие вверх до самой крыши. Каждый из них имел по четыре пилястры в ионическом стиле, между ними — витражи прямоугольных и полукруглых слуховых окон. У основания центральной части здания располагался небольшой палисадник с отдельной беседкой и оградкой. На уровне первого этажа находился барельеф скучающего над учебниками мальчика. Далее шла галерея из двадцати шести широких прямоугольных окон с деревянными перемычками. Венчала композицию серия из восемнадцати небольших узких окон. Здание школы имело массивную двускатную вальмовую крышу, покрытую красной клинкерной черепицей, мансарду и четыре дымохода на цокольном этаже. Центральная часть кровли была поделена на равные части шестью отдельными небольшими слуховыми окнами. А на самом верху красовалась узнаваемая во всей округе куполообразная башенка с часами и своей отдельной смотровой площадкой. За точной работой циферблата часов школы следил специальный человек — хаус-майстер (завхоз), он жил в мансарде. Изюминкой величественной архитектурной композиции являлся медный флюгер в виде штандарта на шарообразном основании. Что было внутри Внутреннее убранство школы было довольно простым и строгим. Две массивные широкие лестницы вели на первый этаж, далее в обе стороны шли широкие коридоры с шестнадцатью учебными классами по каждой стороне. На всех этажах имелись питьевые фонтаны с чистейшей артезианской водой, а в подвале размещалась школьная столовая, где учеников и учениц не только кормили, но и учили готовить. Сквозь широкие оконные проёмы поступало достаточно света даже в утренние и вечерние часы. В библиотеке, помимо книг, имелись чучела птиц и животных для уроков естествознания. В пристройке с южной стороны находились гимнастический и актовый залы, где проходили различные концерты, собрания и вручались аттестаты выпускникам. Ученики и ученицы школы имели возможность встречаться во дворе, где играли и общались на переменах. После войны Английская авиация в 1944 году не нанесла зданию серьёзного ущерба. Во время штурма Кёнигсберга в учебных классах школы располагался мотострелковый батальон вермахта. Спустя год в здании обосновалась калининградская женская школа №4, там же была открыта детская библиотека имени Гайдара. 1 сентября 1948 года здание школы разделили на две части, и в его левой половине открылся Калининградский государственный пединститут. Два учреждения мирно соседствовали тут до середины 1950-х, пока школу №4 не перевели на улицу Карла Маркса. В первые послевоенные годы фасад здания подвергся некоторым изменениям. Над барочными входными порталами установили две большие звезды, которые сняли оттуда в середине 1980-х. С крыши исчезла изюминка — знаменитая башенка с часами. Произошло это, скорее всего, после ремонта кровли, куда при штурме города попали снаряды, и деревянные перекрытия частично обвалились вместе с самой башенкой. Восстанавливали крышу в более упрощённом стиле. В 2010-х годах башенка вернулась на историческое место. В 1966 году пединститут был преобразован в Калининградский государственный университет, ныне БФУ имени И. Канта. В Калининградском государственном педагогическом институте существовали три факультета: исторический, литературный и физико-математический. Позже первые два объединили в историко-филологический и открыли экономико-правовой факультет, факультет педагогики и методики начального обучения и факультет естественных наук. В 1971 году на базе последнего создали географический и химико-биологический факультеты. Первым ректором университета стал Николай Васильевич Прикладов. Имена первых студентов, окончивших университет с красным дипломом, были выбиты на стене вестибюля золотыми буквами. В числе известных выпускников — Сергей Даниель-Бек, будущий главный редактор Калининградского книжного издательства, доктор исторических наук, профессор Геннадий Жидков, ставший первым деканом исторического факультета. Сейчас в здании бывшей двойной школы Кристиана Крауса и Теодора Гиппеля находятся экономический факультет, Институт гуманитарных наук и Высшая школа физической культуры и спорта. В инфраструктуре университета здание значится как корпус №4, но для многих бывших и нынешних студентов милее слуху другое незатейливое название — Черныши. Здание является объектом культурного наследия регионального значения и охраняется государством.