Параллельные миры. Как в Ивангороде и Нарве ремонтировали набережную — и что из этого получилось

Россия, Евросоюз и правительства ряда европейских стран планируют потратить более 320 млн евро на развитие приграничных городов, причем львиную долю финансирования возьмет на себя ЕС. Такой проект реализуется в эстонской Нарве и российском Ивангороде. Там на реконструкцию крепости и набережных выделили 8 млн евро. Раньше Ивангород и Нарва были одним городом. Затем их разделила граница, но, по сути, чисто формально. Большая часть населения эстонской Нарвы русскоязычная. Жители приграничных территорий ходят другу к другу в гости и в магазины за покупками. Они знают, что и где стоит дешевле: в Эстонии россияне покупают молочку, бытовую химию и то, что запрещено из-за санкций, эстонцы в России — сигареты, бензин и водку. Оба города небогатые, но разница между ними колоссальная. Например, в Ивангороде осенью и весной дороги развозит так, что просто не пройти. Местные говорят: граница с Евросоюзом — а без слез не взглянешь. Зимой с берега Нарвы Ивангорода не видно — не горит ни один фонарь. А вот эстонский город живет хоть и бедно, но аккуратно, рассказывает жительница Ивангорода Ольга Пузанская: «Несмотря на то что Нарва в Эстонии — тоже такой третьесортный, страшный город и эстонцы не любят ездить в Нарву, но по сравнению с Ивангородом это, конечно, небо и земля. В Ивангороде все плохо с благоустройством: ни дорог, ничего не строится, все только ломают. У нас один бассейн строят 12 лет. Когда променад делали, на бумаге все было очень красиво, с российской стороны вообще все должно было быть идеально. А в итоге с нарвской стороны все есть, как задумано, несколько километров, а с российской сто метров построили, и все». Эта набережная в Ивангороде с громким названием «променад» стала настоящим мемом в интернете. Ее ремонтировали одновременно с набережной Нарвы. Деньги города получили в рамках программы приграничного сотрудничества. На благоустройство скинулись Россия, Эстония и ЕС. Получилось 1 млн 700 тысяч евро: 90% средств дал ЕС, все остальное — Нарва и Ивангород. На стадии проектов все выглядело масштабно. В итоге в Нарве отреставрировали верхнюю линию набережной и прилегающие территории площадью 4700 квадратных метров. Там появились солнечные часы, шахматные столы, тренажеры, детская площадка и клумбы, энергосберегающее освещение. А в Ивангороде за те же деньги отремонтировали всего 119 метров набережной. Расстояние между городами умещается на одной фотографии, а какая разница, говорит блогер Илья Варламов: «Буквально двести метров — люди гуляют, какие-то кафе, на велосипедах ездят, дети, паровозики, просто чистота, просто кайф пройтись по этой набережной. Все приведено в порядок. У нас же кусочек 50 метров, который наши попытались сделать, но уже отсюда видно, что ничего хорошего у них не получилось. А дальше — разруха, какие-то ржавые посудины». Глава Ивангорода Виктор Карпенко с Варламовым не согласен. Эстонцы сделали больше, потому что проект у них проще, сказал он Business FM: Виктор Карпенко глава Ивангорода «Дело в том, что за эти деньги там не делали променад. Там было совместное финансирование. Это было давно, без меня. Делали летний сад в Нарве за эти деньги, а у нас делали частично променад. Конкурс проводила европейская строительная компания. Все вопросы с выбором подрядных организаций, строительством связаны с европейскими заказчиками. Дело в том, что у них не так грандиозно было. А у нас двухуровневая набережная. У нас сложнее было, гораздо сложнее. Они немножко проще сделали у себя: обсыпали камушком, сделали дорожки. А у нас по-другому никак — у нас очень сложный берег, обрывистый, поэтому, наверное, это был правильный вариант». В ближайшие годы российские власти вместе с ЕС и правительствами европейских стран планируют реализовать семь совместных программ. Их общий фонд — 324 млн евро. У приграничного сотрудничества не только практическая, но и политическая мотивация, говорит заведующий сектором стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Уткин: Сергей Уткин заведующий сектором стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН «Постоянно идут спекуляции о том, что именно в районе Нарвы может возникнуть какое-то международное напряжение в связи с живущим там русскоязычным меньшинством в Эстонии. Такие проекты сотрудничества, взаимодействия по взаимовыгодным темам как раз позволяют потенциально в какой-то степени преодолеть это недоверие, подозрительность, которые, в общем, никому не помогают». На новые деньги от ЕС рассчитывает и мэр Ивангорода. Его администрация уже готовит очередной проект реконструкции. В планах градоначальника получить новый грант и отремонтировать еще 500 метров той же самой набережной.

Параллельные миры. Как в Ивангороде и Нарве ремонтировали набережную — и что из этого получилось
© BFM.RU