5 тайн, связанных с кораблями
В начале июня эксперты-подводники сообщили о новой находке: у побережья южнокорейского острова Уллындо обнаружены обломки российского крейсера “Дмитрий Донской”. Корабль получил увечья в ходе одной из битв русско-японской войны. Выжившие члены экипажа высадились на остров, собственноручно отправив судно на дно Японского моря 29 мая 1905 года, а затем попали в плен. Но главное в этой истории другое: по некоторым данным, на борту “Дмитрия Донского” могут находиться ящики с золотыми слитками и монетами общим весом до 200 000 тонн. Подъем корабля запланирован на осень. Если информация о сокровищах подтвердится, 50 % будут переданы российскому правительству, а на одну загадку в истории мореплавания станет меньше. Но пока этого не произошло, вспомним о других тайнах, так или иначе связанных с кораблями. Уцелели ли картины Екатерины II с “Фрау Мария”? Если с судьбой “Дмитрия Донского” все более-менее ясно, то что произойдет с “Фрау Марией”, неизвестно никому. Несколько лет назад во время прокладки газопровода Nord Stream водолазами было сделано множество находок, обосновавшихся на дне Балтийского моря. Среди якорей, обломков судов и каркасов оказалась она — “Фрау Мария”, бригантина, которую так и не дождалась Екатерина II. Двухмачтовый флейт вез на своем борту экспонаты для Эрмитажа. Искусные скульптуры и картины по приказу императрицы отбирал лично князь Голицын. И все шло по продуманному плану, пока осенью 1771 года, став жертвой сильного шторма, судно не скрылось в пучине у шведских берегов. Удивительная находка несказанно обрадовала россиян: наконец-то появилась надежда увидеть старинные шедевры. На сегодняшний день уникальная коллекция оценивается примерно в € 2 млн. Специалисты начали планировать подъем… Это было 8 лет назад. С тех пор “Фрау Мария” так и лежит под толщей воды. Почему? Россия и Финляндия никак не могут договориться, кому должны принадлежать экспонаты с затонувшего судна: Россия является правопреемником царской империи, но флейт упокоен в финских территориальных водах. Скорее всего, речь пойдет о совместном музее. Однако есть одно “но”: пока власть имущие предъявляют друг другу претензии, бригантина разрушается, а значит, содержимое ее трюмов может разлететься по морскому дну. И хотя перед последним плаванием предприимчивые перевозчики упаковали скульптуры и картины в ящики из лосиный кожи, поместив их в свинцовые сосуды и залив воском, никто до сих пор не проверил, в каком состоянии экспонаты. Возможно, уже не за что бороться. Как появились корабли под улицами Сан-Франциско? Возводя новые постройки и ремонтируя старые, рабочие то и дело натыкаются на деревянные корабли, упокоенные под улицами Сан-Франциско (их около 40). Казалось бы, откуда они там? Можно понять, если бы обломки судов выступали из песка где-то на побережье, но как им удалось очутиться в самом центре города? Тут на помощь приходит история. До Золотой лихорадки Сан-Франциско представлял собой небольшую деревушку, стоящую на берегу бухты Йерба-Буэна. В 1848 году сюда в поисках золота начали прибывать искатели удачи со всех уголков земли, и делали они это, как не сложно догадаться, на кораблях. Так за короткое время в бухте оказалось порядка 500 судов, многие из которых просто не могли двигаться — их зажали другие корабли. Предприимчивые жители города решили использовать брошенные суда: одни разбирали на древесину, в других открывали банки, отели, салоны и тюрьмы (первая такая тюрьма сейчас лежит под зданием Федерального резервного банка). Но со временем и этого оказалось мало. Согласно официальной версии, власти города начали продавать брошенные суда на аукционе. Новый владелец корабля получал не только корабль, но и участок дна, на который попадало судно в случае затопления. Бизнес пошел на ура: люди специально перетаскивали корабли в нужные им места, а территория города увеличилась в разы. Однако официальная версия вызывает сомнения. Даже если суда не разобрали на доски (что очень странно, ведь это были готовые дрова), для того чтобы затопить и засыпать их, потребовалось бы невероятное количество земли. Откуда ей было взяться? Этот вопрос до сих пор остается без ответа. Впрочем, альтернативные версии — цунами или землетрясение, повалившее корабли, — также не нашли подтверждения. Проклятие “Адмирала Нахимова” — злой рок или совпадение? “Как вы яхту назовете, так она и поплывет,” — спел когда-то капитан Врунгель. И в словах выдуманного персонажа есть правда: моряки и впрямь верят, что многое зависит от имени судна. И если одни корабли рождаются в рубашках, то на другие еще на верфях ложится проклятие. Можно было бы считать это предрассудком, если бы не статистика, подтверждающая правоту морских волков. Доподлинно неизвестно, почему судьба не щадит корабли, названные в честь легендарного Нахимова: возможно, водная стихия не готова принять бледные копии адмирала или потомкам все же стоило исполнить просьбу флотоводца и не присваивать его имя судам. Первое грузовое судно “Нахимов”, построенное в Одессе, пошло ко дну у турецких берегов вместе со всей командой в 1897 году. Вторым в черном списке стал броненосец «Адмирал Нахимов”: во время Цусимского сражения корабль получил повреждения и был окружен японцами, но, вместо того чтобы сдаться, моряки собственноручно отправили его на дно в мае 1905 года. Третий “Адмирал Нахимов” — николаевский легкий крейсер — был переименован в «Червону Украину”, но даже это не помогло: в 1941 году он погиб от немецкой авиабомбы у Графской пристани Севастополя. Четвертым “Нахимовым” стал легкий крейсер, участвовавший в испытании глубинной атомной бомбы. Неясно, что пошло не так, но после взрыва под днищем корабля его документы изъяли из Центрального военно-морского архива, а само судно сделали живой мишенью для крылатых ракет. Пятым “Адмиралом Нахимовым” стал большой противолодочный корабль. Служба его шла без особых эксцессов, однако корабль раньше срока пришел в негодность (некоторые источники сообщают о его столкновении с подводной лодкой). В 1994 году судно было списано на металлолом и отправлено в Индию, но так и не дошло до берегов жемчужины английской короны: в шторм оно налетело на мель, а команду чудом спас проходивший неподалеку корабль. Самым кровавым стал шестой “Адмирал Нахимов”: пассажирский круизный лайнер, направлявшийся из Новороссийска в Сочи, 31 августа 1986 года столкнулся с сухогрузом «Петр Васев” в Цемесской бухте и за несколько минут ушел на дно, забрав с собой 423 жизни. Седьмой «Адмирал Нахимов» — буксир — зимой 2003 года перевернулся и затонул в Азовском море. Единственный из ныне здравствующих кораблей, носящих имя адмирала, — атомный ракетный крейсер — с 1999 года находится на модернизации и в настоящее время небоеспособен. Кажется, история доказала, что кораблям пора давать другие названия и оставить адмирала в покое. Что случилось с “Копенгагеном”? В декабре 1928 года пятимачтовый парусник “Копенгаген”, оснащенный по последнему слову техники (был и вспомогательный двигатель, и радиосвязь) отошел от берегов Уругвая и направился в Австралию. Корабль считался тренировочным: помимо основной команды, на его борту находились 60 кадетов -многие были выходцами из богатых семей. 22 декабря судно вышло на связь — как оказалось, в последний раз: на следующий день парусник растворился где-то посреди океана. Сразу несколько кораблей отправились на поиски пропавшего “Копенгагена”, но им так и не удалось ничего найти: на волнах не было ни спасательных шлюпок, ни каких-либо других предметов, остающихся после кораблекрушения. Не было и самого «Копенгагена”. Наконец, поисковикам улыбнулась удача: на острове Тристан-да-Кунья им повстречался пожилой миссионер, который поведал, как видел парусник со сломанными мачтами, проплывающий мимо острова, и показал находки, выловленные из моря, — ящик и пару досок. Но счастье было недолгим: туземцы, умеющие худо-бедно изъясняться на английском, рассказали морякам, что корабль, проплывавший мимо острова, был с четырьмя мачтами и все они были целыми, а старик уже давно сошел с ума. Вернувшись ни с чем, датчане озвучили официальную версию кораблекрушения: “Копенгаген” затонул за считанные секунды и никто не успел подать сигнал “SOS”. Но в дальнейшем мир ждала страшная находка: в 1932 году в пустыне Намиб (Африка) члены британской экспедиции наткнулись на семь скелетов, иссушенных палящим солнцем. Внимание привлекли остатки бушлатов, в которых лежали мертвецы, точнее — медные пуговицы на них. Они ясно давали понять: смерть в пустыне нашли моряки-датчане. К тому моменту лишь одно датское судно числилось пропавшим без вести: значит, кому-то из команды “Копенгагена” все же удалось добраться до суши, но жажду и голод им было не суждено победить. Что же случилось с остальными членами экипажа и что погубило парусник? Возможно, мы узнаем ответ на этот вопрос. В 2012 году дайверы обнаружили следы кораблекрушения у берегов все того же острова Тристан-да-Кунья. Сначала они решили, что перед ними современная яхта, но позже стало понятно — это судно большего масштаба. Возможно, это и есть тот самый “Копенгаген” — для подтверждения нужно отыскать запасной двигатель. Пока этого сделать не удалось. Что случилось со “Святой Анной”? Гибель “Святой Анны” легла в основу “Двух капитанов”. Осенью 1912 года шхуна под командованием исследователя Георгия Львовича Брусилова вышла из порта города Полярный, чтобы пройти по Севморпути и изучить береговую линию. Месяц спустя “Святая Анна” застряла во льдах Карского моря. Вмерзшее судно отправилось в дрейф вместе с айсбергами. Команде предстояла зимовка. Год спустя ситуация не изменилась — шхуну все также сковывали льды, но запасы продовольствия истощились. В апреле 1914 года штурман Валериан Альбанов и еще 12 матросов покинули судно, чтобы пешком добраться до обитаемой земли. По расчетам Альбанова, им предстояло пройти 160 км, чтобы достичь базы арктических экспедиций Джексона и обратиться за помощью к проплывающим мимо кораблям. Уже вначале двое участников марш-броска поняли, что переоценили свои силы, и вернулись на шхуну. Итого на “Святой Анне” осталось 13 человек. Их дальнейшая судьба, как и судьба самого судна, неизвестна. Из тех, кто отправился в поход, достигли финальной точки лишь двое — сам Альбанов и матрос Александр Конрад. Несколько дней спустя их подобрал корабль из экспедиции Седова — “Святой Фока”. Оба моряка неохотно рассказывали о пережитом, Конрад и вовсе всю жизнь уходил от темы. Тем временем поиски судна не увенчались успехом: к сентябрю 1915 года они были полностью прекращены. В 1919 году Альбанов обратился к Колчаку с просьбой возобновить поисковую операцию, но получил отказ. В тот же год он умер при загадочных обстоятельствах — то ли погиб от взрыва, то ли скончался в тифозном бараке. Новые поиски “Святой Анны” начались почти 100 лет спустя. Экспедицию “По следам двух капитанов” организовал Олег Продан. В ходе нее на Земле Георга были найдены следы тех, кто ушел с корабля вместе с Альбановым: дневник машиниста Владимира Губанова, ложка матроса Павла Смиренникова и останки одного из моряков (его личность не удалось идентифицировать). Исследователи планировали продолжить поиски, но в апреле 2016 года вертолет с участниками экспедиции, в том числе и Проданом, разбился вблизи Ямала. Все члены экипажа погибли на месте. Море неохотно раскрывает свои тайны и порой просит за это слишком высокую цену.