Продажа Одесского припортового завода: Как украинская власть трижды выстрелила себе в ногу
В конце июля на Украине завершились первые конкурсы по отбору советников для приватизации крупных предприятий. Инвестиционным советником по приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ) будет компания Pericles Global Advisory. Предполагается, что большая приватизация начнется уже в начале осени. Как известно, приватизация объектов государственной собственности — одно из условий Международного валютного фонда для предоставления денежного транша. Изначально на 2018 год в госбюджете запланировали доход в размере 22,5 млрд грн. Позже и.о. председателя Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров сообщил о снижении ожиданий от продажи госпредприятий до 21,3 млрд грн. Но, в Министерстве финансов и к таким цифрам отнеслись скептически. Экс-министр финансов Александр Данилюк заявлял, что столько поступлений от приватизации получить не удастся. И что интересно, эта история — самая яркая экономическая иллюстрация просчетов в большой политике, того, как политическая русофобия закончилась для Украины экономическим крахом. В каждой попытке — проигрыш Одесский припортовый завод пытались приватизировать уже неоднократно, но всякий раз безуспешно. Многострадальная приватизация Одесского припортового завода откровенно проваливалась. ОПЗ пытаются приватизировать с 1993 г. Но до дела дошло лишь в 2009-том, когда в конкурсе приняли участие "Нортима" украинского олигарха Игоря Коломойского, "Азот-Сервис", подконтрольный Газпрому, и "Фрунзе-Флора" российского бизнесмена Константина Григоришина. Выиграл конкурс Коломойский, предложивший за завод $625 мл, но тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко отменила результаты тендера, заподозрив организаторов и покупателя в сговоре. О необходимости приватизации ОПЗ снова серьезно заговорили после смены власти в 2014-том. Но за последние годы новой власти цена ОПЗ упала в 10 раз — с $527 млн до $54 млн. Один из крупнейших заводов страны попросту простаивает, накапливая долги. Правительство Украины еще при Яценюке неоднократно заявляло о намерении возобновить крупную приватизацию с продажи на конкурсе 99,5% акций ОПЗ. Директор предприятия оценивал его в $600-620 млн, а тогдашний премьер Арсений Яценюк был уверен, что завод быстро купят по самой высокой цене — называлась даже сумма в $1 млрд! В 2016 году Фонд госимущества Украины дважды пытался продать ОПЗ: в июле по стартовой цене 13,175 млрд грн (около $527 млн), а затем в декабре по сниженной цене в 5,16 млрд грн. Однако оба раза безрезультатно. На участие в аукционе по приватизации предприятия не подал заявку ни один инвестор. В итоге — Фонд госимущества перенес приватизацию еще на год. А госбюджет-2017 получил от приватизации в 5 раз меньше запланированного — 3,3 млрд грн из 17,1 млрд грн за счет мелких предприятий. Возможно, инвесторов отпугнула убыточная деятельность завода (в первом квартале 2016 года ОПЗ получил чистый убыток 418,6 млн грн), а также наличие большой задолженности предприятия, в том числе перед Group DF Дмитрия Фирташа ($193 миллиона задолженности за поставленный на предприятие газ). Поэтому, фактически при стартовой цене торгов в 13,2 млрд гривен более половины цены нужно доплатить, чтобы рассчитаться с долгом перед компанией, за которой стоит Фирташ. Не обошлось и без политики: НАБУ арестовало двух руководителей завода по подозрению в растрате 205 миллионов гривен, принадлежащих предприятию. Михаил Саакашвили, в то время губернатор Одесской области, обвинил тогда задержанных в том, что они перекачивали деньги с ОПЗ в компании, близкие к лидерам "Народного фронта". История былого успеха Чтобы понять суть проблемы, необходимо обратиться к истории ОПЗ. Аммиакопровод Тольятти-Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Это был единственный в Советском Союзе и пятый по счету в мире аммиакопровод. Всего их существует 10. Одесский припортовый завод изначально задумывался как конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса. Были запущены два цеха по производству аммиака, налажена перезагрузка аммиака и карбамида на танкеры. Предприятие имеет комплекс по перегрузке аммиака мощностью 4 млн. тонн в год, карбамида — 3,6 млн. тонн в год и карбамидно-аммиачной смеси, рассчитанный на 500 тыс. тонн в год. В 2000-х годах Украина начала наращивать экспорт удобрений. Тому было много предпосылок. Во-первых, дешевый газ: цена газа для украинских заводов долгое время составляла $50/тыс. м куб. без доставки. В результате себестоимость аммиака была меньше $100/т, при том что на мировом рынке цена на аммиак с 2003 г. редко опускалась ниже $300 на условиях FOB, Черное море, а в 2008 г. и вовсе достигла $850-900/т. Сверхприбыли в буквальном смысле окрыляли владельцев заводов, которые с конца 1990-х размывали миноритарные пакеты акций, делали эмиссии, увеличивали собственный капитал, выводили прибыли за рубеж, но никто из них не задумывался о завтрашнем дне, понимая, что газ может вырасти в цене, а предложение аммиака и карбамида на мировом рынке постоянно увеличивается. Владельцы заводов, пользуясь возможностью, выкачивали миллиарды долларов из своих предприятий. При этом в бюджет уходили крохи. Молодое украинское государство от государственных предприятий ОПЗ и ГП "Укрхимтрансаммиак" (УХТА) получало в казну больше, чем от всех химических заводов вместе взятых. Парадокс. В 2008 г. чистая прибыль ОПЗ составила 796,98 млн грн, примерно такой же доход мог принести УХТА. Объективно, ежегодно при рациональном использовании оба объекта аммиакопровода в Украине могли бы получать прибыли по $100 млн каждый. Но завод в 2010 г. ушел в убыток, сумев получить прибыли только в 2011-м, а с 2013 г. и вовсе борется за выживание. В условиях нестабильной мировой конъюнктуры на рынке азотных удобрений для украинского государственного азотного гиганта единственным способом выжить была перевалка аммиака. Предприятие, которое никому не нужно Переваливая в 2000-х в месяц по 150 тыс. т российского и по 80-130 тыс. т украинского аммиака, завод получал ежемесячный доход около $1,5-1,8 млн. За год могла накопиться сумма в $18-19 млн. В 2010-х стоимость перевалки росла, достигнув в 2015 г. $20,22/т, а доход от перевалки позволил заводу минимизировать убытки и выжить в сложный период мировой конъюнктуры. Суммарный доход только от перевалки российского аммиака исчислялся в $48-49 млн в год. Но ведь есть еще и карбамид, то есть только на перевалке завод мог легко зарабатывать $60 млн в год, ничего не производя. Как неоднократно отмечалось в прессе, до сих пор у России не было своих мощностей по перевалке аммиака на экспорт, кроме как через трубопровод Тольятти-Одесса и ОПЗ, который и переваливает львиную долю российского аммиака на танкеры. Это примерно 1,8 млн. тонн аммиака в год, а оставшиеся (значительно меньшие) объемы едут в прибалтийские порты железнодорожным транспортом, что заметно повышает стоимость логистики. Но в какой-то момент украинская власть, ровно как и с газопроводом, проходящим так же через территорию Украины, решила, что можно извлекать из транзита (газа, аммиака и проч.) максимальные не только финансовые, но и политические выгоды. И попросту сделали транзит (любой) через Украины главным аргументом в спорах с северным соседом по любому поводу. Тем временем, пока украинская власть пыталась безуспешно приватизировать ОПЗ, в российском порту Тамань российское предприятие "Тольяттиазот" (ТоАз) завершает работы по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида. Проектом предусмотрено введение двух очередей, вторая будет запущена не ранее 2020 года. ТоАз является единственным поставщиком аммиака по трубопроводу из РФ в Украину, и после переориентации российского предприятия на работу с портом Тамань, Одесский припортовый потеряет миллионные прибыли. Не исключено, что в одно время с продажей ОПЗ в России будет запущен собственный проект перевалки аммиака, который сделает завод в Одессе никому не нужным объектом. По сути, строительство новой ветки аммикопровода в Тамань грозит Украине полным отказом россиян грузить аммиак через порт Южный. После дождика в четверг «Главный вопрос по Одесскому припортовому — это экономика. Во-первых, себестоимость газового сырья. Буквально накануне Киев подписал договор с частной компанией на поставку газа на ближайший месяц по цене 10 тысяч 200 гривен за тысячу кубометров, соответственно нужно понимать, что газ для промышленности едва ли будет дешевле. А значит, к какой нужно приходить цене производимого аммиака и другой химической продукции в случае, если цена газа там превышает $400 за тысячу кубометров? Это ключевой вопрос для экономики этого предприятия. С большим трудом удается в отдельные месяцы ценой на карбамид аммиак, соответственно входящей цены на газ. А это главная проблема ОПЗ. Там уже применялись давальческие схемы, периодически, судя по заявлениям представителя администрации ОПЗ Николая Щурикова, завод то останавливается, то запускается. И это в последние два года бесконечный процесс», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру украинский эксперт в сфере экономики Андрей Блинов. Эксперт отметил, что сейчас очень сложно предположить, кто сможет стать собственником Одесского припортового. «Понятно, что было бы хорошо, если бы это был какой-нибудь химический концерн. Либо концерн со своим газовым ресурсом, желательно дешевле, чем это возможно сегодня по тем схемам, которые существуют и организованы «Нафтогазом» на территории Украины. Но ОПЗ — это не то предприятие, которое из списка двух десятков предприятий, намеченных к приватизации, в том числе в этом году, может быть продано в этом или следующем году. Это просто некий маркер, и маркер очевидный. Потому что за четыре года это предприятие не было продано. Я предполагал, что основной целью приватизации 2018 года все-таки является «Центроэнерго», но сейчас в этом есть большие сомнения, поскольку они не попали в первую группу приватизированных предприятий. И вообще мы видим, что из намеченных к приватизации предприятий в этом году не продано ничего, а если и будет, что это будет в октябре-ноябре, в лучшем случае. В условиях предвыборной кампании вообще продавать что-либо очень тяжело. Намного легче продавать после выборов на волне каких-то обещаний, в том числе по правам собственности по приватизации. Поэтому я думаю, что с Одесским припортовым заводом ничего не случится, наверное, уже ни хорошего, ни плохого, по крайней мере, до конца цикла выборов — 2019 года. А после этого, наверно, реалистичность реализации снова появится. Но действительно, все зависит от того, кто покупатель. И это, пожалуй, один из самых больших вопросов», — заключил Блинов.