Год двойного юбилея нобелевского лауреата
3 августа, — десять лет, как от нас ушел, наверное, один из самых спорных русских классиков Александр Солженицын. Нобелевского лауреата и чтили, и ругали как при жизни, так и по смерти. «ВМ» выяснила, как и где поклонники творчества почтят память своего гуру. С благословения вдовы нобелевского лауреата Натальи Дмитриевны Солженицыной наше естественное любопытство взялась удовлетворить Людмила Сараскина, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ), крупнейший специалист в области творчества Достоевского и Солженицына. — Третьего августа в полдень те, кто чтит память Солженицына, съедутся в Донской монастырь, к его памятнику, к могиле, там будет панихида, — рассказывает Людмила Сараскина. — Панихиду обычно проводит отец Николай Чернышов, который был его последним духовником. После этого гости поедут в Дом русского зарубежья. Там, в Большом зале, собравшимся продемонстрируют нарезку из документальных фильмов, посвященных Александру Исаевичу. Так что день смерти отметят очень скромно. На этот год выпадает как десятилетие со дня кончины классика, так и столетие со дня рождения. Вот на последнюю дату приготовлено несравнимо больше различных мероприятий. Так, в столице будет открыт памятник писателю. Автор скульптурной композиции, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук частично раскрывает свой замысел. — Ключевой фигурой, разумеется, будет Солженицын. А еще два барельефа на невысоком постаменте, два знаковых произведения — «Матренин двор» и «Один день из жизни Ивана Денисовича», сюжеты из них будут изображены на барельефах, — говорит Ковальчук. Торжественное открытие памятника Солженицыну на улице Солженицына состоится 11 декабря 2018 года — в день его столетия. — В Париже пройдет большой коллоквиум по его произведениям, в Москве в Пашковом доме также соберут научную конференцию, — говорит Людмила Сараскина. — Во многих вузах страны студенты готовят дипломы, аспиранты пишут научные работы, так что гуманитарная работа вокруг творчества Солженицына идет. Пишут регулярно, проводят конкурсы: например, в Российском государственном университете каждый год проходит конкурс, на который съезжаются ребята и девушки со всей России. Она напомнила, что ежегодно издаются сборники «Солженицынские тетради», где выходят неопубликованные работы писателя. Так продолжается издание полного тридцатитомного собрания сочинений нобелевского лауреата, которое началось еще при его жизни. Сейчас из «тридцати этажей» этого рукотворного памятника построено уже двадцать два. Исследовательница нескромно сравнивает Солженицына с Достоевским: мол, полное собрание великого классика также издавалось восемнадцать лет, а мощности советского госиздата были несравнимы с современными возможностями. Первоклассный клуб читателей В Государственном институте искусствознания (ГИИ) сейчас готовится сборник по недавней конференции «Солженицын в искусстве», где сорок режиссеров и писателей, актеров и сценаристов спорили о значении классика для своего творчества. — Литературное образование у гуманитариев с каждым годом все хуже и хуже, — сетует Сараскина. — Сокращаются часы по литературе, и исчезает смысл. В Москве даже есть клуб со смешным названием: «Клуб людей, прочитавших все «Красное колесо», а это десять огромных томов! Он небольшой, отборный и элитарный. Так и этот клуб отборных читателей. Почему не «протух» Достоевский? Близкая знакомая покойного лауреата Нобелевской премии сетует на современный уровень гуманитарного образования и, соответственно, «начитанности» и разносторонности молодых людей. — Вы поймите, молодое поколение — это не сливочное масло, — говорит Сараскина. — Оно неоднородно, а чем выше уровень дарования, тем больше к писателю вопросов. В Доме русского зарубежья действует постоянный ежегодный семинар по Солженицыну, туда приходят даже школьники и задают профессорам вопросы. В РГГУ каждый год можно увидеть работы, замечательные эссе. Исследователи творчества Солженицына согласны с тем, что в то же время многие гуманитарии считают его книги чем-то устаревшим, не находящим корней в нынешней быстротечной жизни российского общества, как, например, книги Федора Абрамова, Василия Шукшина или Николая Леонова. — Все эти дохлые и тухлые высказывания возникли потому, что люди эти воспитаны на плохой литературе, — считает Людмила Сараскина. — На строчке «Ты мне роди, а я перезвоню». На чем-то легком, юмористическом, развлекательном. А если вы не думаете, вы не развиваетесь. Если бы вы видели, как в этом году в Париже на книжном форуме валом валила публика на наши выступления, на наши стенды, на солженицынский стенд. Иностранная публика взахлеб читает нашу литературу. А причина в том, что там главные вопросы жизни рассматриваются. Почему, думаете, Достоевский актуален до сих пор? В будущем году ученые со всего мира соберутся на симпозиум по Достоевскому в Бостоне, и там приглашающая сторона была вынуждена ограничить число выступлений-докладов до 150. Вспышки справа и слева — В тот день, десять лет назад, был очень холодный, проливной дождь, струи били в лицо, похороны Солженицына были в здании Академии наук (РАН), — вспоминает она. — Я стояла у гроба с повязкой, была как… почетный караул. А на следующий день «Эхо Москвы» спросило меня, почему на похоронах никого не было. Там были на тот момент президент Медведев и премьер-министр Путин. Он, конечно, не стоял под дождем, его подвезли к дверям, но он вошел наряду с другими, положил огромный букет красных роз. Подошел к вдове Наталье Дмитриевне, к сыновьям и поговорил с ними. А я стояла в карауле с Михаилом Сергеевичем Горбачевым! А ведь там было полно журналистов со всего мира, в том числе из президентского пула. Как вспоминает Сараскина, на самих похоронах, в Донском монастыре, где тоже были Путин и Медведев, Владимир Владимирович вновь подошел к вдове и сам предложил: «Наталья Дмитриевна, как вы относитесь к тому, чтобы Солженицына изучали в школе?» Тогда же был издан указ об этом. К сожалению, ирония судьбы состоит в том, что гонения со стороны большинства советских писателей на Солженицына были всегда, с момента публикации «Одного дня Ивана Денисовича». И когда исследовательница говорит об одинаковой неприязни обеих идеологически окрашенных сторон, она не преувеличивает. В 1960–80-х Солженицына терпеть не могли за «ложь на социалистический строй», а в 1990-е к этому прибавилась травля со стороны либералов за зачисленную в антисемитские публицистику «200 лет вместе» и другие предшествующие работы по той же теме. Дом, который построил Солженицын Отдельно стоит отметить, что Дом русского зарубежья, расположенный в переулках Таганки, с 1995 года — когда именно Солженицын предложил его основать — стал со временем превращаться в научно-культурный центр музейного типа по сохранению, изучению и популяризации истории и современной жизни русского зарубежья. В то же время, помимо научных и библиотечных услуг, это заведение с видом на башни Кремля, здесь проводятся фестивали, форумы, круглые столы, музыкальные вечера и разнообразные лекции.