Герои нашего времени: автор клипов Скриптонита, Noize MC и Ивана Дорна Айсултан Сеитов
Глядя на резюме Айса, как его называют близкие, сложно поверить, что парню всего 21 год. Тем не менее за плечами студента Нью-Йоркской академии киноискусства видеоклипы Скриптонита, Noize MC и Jah Khalib. Отдельного внимания заслуживает одна из последних работ Сеитова — Afrika Ивана Дорна, ради которой он с командой отправился в Уганду. В планах у алмаатинца съемки полнометражного кино, а новичкам индустрии Айс советует: «Смотрите по фильму в день, общайтесь с людьми. Режиссер же пишет истории, а как можно их сочинять с узким кругозором?» Начало «Я увлекся видеосъемкой еще в школе. Мы с друзьями снимали каверы на известные в то время клипы. И каждый из них пытались сделать круче предыдущего. Роли артистов играли сами. А что касается кино, в классе 10—11 все знали, что мы снимаем, и предложили поучаствовать в конкурсе короткометражных фильмов. После многочисленных попыток снять что-то годное решили отправить туда одну из версий. И на удивление она прошла во второй тур, а там уже боролась за звание быть лучшим фильмом. В тот момент у меня внутри что-то зажглось. Меня всегда дико увлекал сам процесс. Тогда я, правда, думал, что процесс — это только съемки, зато сейчас понимаю, что большое количество времени занимает подготовка, продакшен, кастинги, написание сценариев, а съемка — это лишь малая часть. Но меня по сей день зажигает само пребывание на площадке». Вдохновение «В разное время меня вдохновляли разные режиссеры. В школьные годы это были работы Дэвида Финчера: я пересматривал по 50 раз «Бойцовский клуб» и «Социальную сеть». Позже, когда учился в New York Film Academy, балдел от Уэса Андерсона, Федерико Феллини, Пола Томаса Андерсона. Сейчас больше вдохновляют мексиканские режиссеры, такие как Альфонсо Куарон. Андрея Тарковского пересматриваю регулярно и с каждым разом нахожу для себя что-то новое». Образование «Самая сильная школа в Америке по кинематографии – American Film Institute. Там жесткий отбор, мало кто поступает. Это место, где я бы мечтал учиться. Мой университет (New York Film Academy. — Прим. HB) – это отличный трамплин для иностранных студентов, чтобы попасть в индустрию, и в Америку в частности. Не могу сказать, что это must-have, но посоветую его ребятам с нулевым образованием в кино, потому что там ты изучаешь это ремесло с самого алфавита». Планы «Хочу снимать кино, экспериментировать, пробовать себя в разном и делаю к этому определенные шаги. У меня есть сценарии, если быть точным - идеи про родные края. Есть и абстрактные, есть что-то комедийное. Я не ограничиваюсь определенным жанром, а просто записываю мысли, когда они приходят. Если завтра, допустим, подвернется возможность сделать комедию или драму, почему бы не попробовать? Круто было бы поработать с Tyler, The Creator, Фрэнком Оушеном и A$AP Rocky. Мне импонирует западная музыка и плюс интересно с теми, у кого нестандартный подход. Это если мы говорим про артистов и клипы, а если про актеров, то тут по-другому. Всегда смотришь, зажигает ли в тебе искру актер или нет. Не гонюсь за именем, хотя, конечно, приятно видеть, что у тебя Том Харди в кадре». Об Afrika Ивана Дорна «Когда мы писали сценарий клипа, Ваня неожиданно предложил поехать в Уганду, это было еще прошлым летом. Как-то решились и собрали «отряд самоубийц» - так себя назвали, потому что это была не первая наша с оператором спонтанная поездка, где только мы и артист. Когда добрались, лично я был в шоке от увиденного контраста. Это сильно повлияло на мое понимание о мире. Идея клипа заключалась в обмене культурой — так мне ее объяснил Ваня. Но в первую очередь мы хотели помочь этим детям (Masaka Kids Africana. — Прим. HB). Клип был второстепенным». О процессе на примере Afrika Ивана Дорна «Придумали идею и пошли на поиски продюсера, который за нее возьмется. А он должен был быть необычным: человеком, который бывал в Уганде, который знает локацию, менталитет и язык или хотя бы может общаться с местными. Нашли, дальше встал вопрос аппаратуры. Его можно решать параллельно с предыдущим, но в этом случае найти на месте нам помог как раз продюсер. Потом собрались, прилетели туда с Ваней, нарисовали раскадровку и отправились на поиски локаций — это первые три дня. Следующие три снимали. Дальше забрали весь материал домой, смонтировали много разных версий, утвердили с режиссерами, со мной и с Ваней, с оператором. Потом отправили на цветокоррекцию, снова сделали несколько версий, отсмотрели. Поняли, где какая часть лучше, объединили. От идеи клипа до его выхода прошло почти 9 месяцев. Началось все прошлым летом, а выпустили Afrika мы 5 апреля». Совет «Бери и снимай» работает, если хочешь стать оператором. Если метишь в режиссеры, то как минимум нужно смотреть один фильм в день, анализировать, писать заметки. Так воспитывается вкус и невольно начнет вырабатываться стиль. Режиссура приходит вместе со зрелостью, когда понимаешь, что тебя не так легко обмануть. В кино же мы изысканно обманываем людей, заставляем поверить в иную реальность, зовем в другой мир. Смотрите по фильму в день, общайтесь с людьми. Режиссер же пишет истории, а как можно их сочинять с узким кругозором?» Три фильма «Первым выделю «Лед» моего товарища Олега Трофима: считаю, что это хороший коммерческий фильм. Мой любимый - «Одержимость», про барабанщика - обязателен к просмотру всем молодым и голодным. И третий – «Социальная сеть» - меня зацепил. Я смотрю фильм как обыватель, не с технической точки зрения. Мне нравится в «Одержимости» и в «Социальной сети» путь молодых людей к успеху, их переживания мне близки. И вот еще один совет начинающим режиссерам: первое, о чем нужно думать, если хочешь снимать, - это история, сценарий, о чем все. У многих ошибка: «Сейчас куплю себе крутую камеру, потом стабилизатор, а вот еще у моего друга есть свет...» Не имеет смысла, если снимаешь туфту. А можно и на iPhone снять действительно круто». Текст: ЕКАТЕРИНА ПОКЛАД