Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

История денег: как и зачем онлайн-кассы пришли в Россию

История онлайн-касс началась примерно три года назад, однако формальный старт произошел в феврале 2017 года, когда началась первая фаза реформы 54-ФЗ. Крупному и среднему ретейлу пришлось перейти на онлайн-кассы в довольно сжатые сроки — за несколько месяцев. В 2018 года онлайн стал обязательным почти для всей торговли, в том числе, для малого бизнеса, который раньше мог не пользоваться кассами вообще и для которого это нововведение и вовсе революция. За год, прошедший между первой и второй волнами реформы, кассовый рынок сделал огромный скачок в развитии. История с онлайн-кассами превратилась из никому неинтересного «междусобойчика» в активно развивающийся рынок технологий, на который сегодня стремятся войти самые крупные игроки не только из ретейла, но и из IT, телекома и финансов. А некоторые производители касс и терминалов из поставщиков «железа» превратились в инфраструктурных инноваторов, собравших в своих командах лучшие IT-умы и выстраивающих вокруг касс экосистемы из облачных сервисов, предоставляющих бизнесу новые возможности цифровизации. Наконец, появился совершенно новый тип участника рынка — операторы фискальных данных, которые не просто передают чеки от кассы в ФНС, но и аккумулируют большой объем информации. Инвестиции в кассы В конце прошлого года начался настоящий бум инвестиций в рынок онлайн-касс: на него пришли крупные банки и мобильные операторы. Постоянно появляются новости о сделках или создании этими игроками собственных решений для онлайн-касс. Самым первым летом 2016 «кассовую» дочку запустил Сбербанк. К началу активной фазы две волны реформы рынок, на котором почти ничего не происходило долгие годы, изменился до неузнаваемости. Появились и новые участники, и новые продукты и сервисы. В мае 2018 в реестре ФНС было зарегистрировано более чем 40 производителей, свыше 100 моделей касс и 18 ОФД. В декабре 2017 банк «Тинькофф» купил 55% российского стартапа Cloudpayments, платежного сервиса для интернет-эквайринга. В начале 2018 года стало известно о сделке Альфа-банка по покупке доли в сервисе Pay-Me. Крупный разработчик и поставщик кассовых решений, компания I-Retail, также заинтересовала инвесторов — группу «Синара», которая приобрела 24,99% акций. В апреле компания «АТОЛ» приобрела долю 24,1% в Qasl, разработчика облачных сервисов для малого бизнеса. Подключился и телеком. Своих операторов фискальных данных запустили «Вымпелком» и МТС. Кроме того, МТС купила более 50,8% «Облачного ретейла». В денежном эквиваленте практически все сделки выглядят весомо. Так, МТС заплатила за «Облачный ретейл» 620 млн рублей. Сумму сделки Альфа-банка эксперты оценивают в более, чем 400 млн рублей. I-Retail привлекла от «Синары» 120 млн рублей, а сумма сделки «Тинькофф» — 290 млн рублей. Теперь этот рынок можно не только увидеть, но и посчитать, оценив размеры инвестиций крупных компаний в покупку кассовых производителей и сервисов. Для больших и маленьких Новые игроки рынка увидели в онлайн-кассах большой потенциал, как в новом инструменте аналитики и коммуникации с аудиторией, особенно стал интересен сегмент МСБ, который вынужден выходить из серой зоны. Стали появляться совместные кассовые решения у банков с производителями терминалов или операторами фискальных данных: такие продукты предложили своим клиентам Сбербанк, Бинбанк, «Тинькофф», Ак Барс, Точка, Промсвязьбанк, РФИ, Русский стандарт, УралСиб, ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзенбанк и др. Крупнейшие компании МТС, МегаФон, Ростелеком и Tele2, начали продавать кассовое оборудование. Работать с предпринимателями начала и Яндекс.Касса, а недавно Яндекс внедрил автоматическую передачу чеков клиентам через Телеграмм-бот. С другой стороны, онлайн-кассы стали интересны и небольшим разработчикам облачных сервисов. С ними уже интегрируются такие крупные сервисы, как 1С и Мой склад, на смарт-терминалы можно установить как привычные для бизнеса приложения — Мое дело, Кошелек, R-Keeper, iiko, сервисы для оплаты мобильных или ЖКХ, запуска программ лояльности, так и новые и совсем экзотические под самые разные виды бизнеса, например, для проката велосипедов или работы ломбардов. В недавнем исследовании App Annie приведены данные, что пользователи iOS и Android устройств в прошлом году загрузили мобильные приложения 175 млрд раз, пользователи смартфонов проводят в альтернативных приложениях в семь раз больше времени, чем в браузерах, и заходят в них в 13 раз чаще. При этом Россия вошла в первую пятерку стран с максимальным количеством скачиваний. Конечно, рынок облачных сервисов для касс развивается не столь стремительно, но за год существования, например, в нашем маркетплейсе уже собраны более 250 приложений под самые разные задачи бизнеса, начиная от обеспечения его безопасности, заканчивая контролем работы сотрудников, и ими пользуются более 60% владельцев наших касс. Теперь предпринимателям осталось только привыкнуть к тому, что их жизни изменилась, и начать получать от этого выгоду. Блокчейн наоборот Обычно бурное развитие технологий подтягивает за собой законодательство. Так произошло с криптовалютами и блокчейном. Несколько лет назад люди начали «майнить» биткоины, блокчейн как технология распределенного реестра применяется с 90-ых, в 2008 году появилось описание блокчейна биткоина, а о регулировании этой сферы власти различных стран задумались буквально недавно. С кассами получился обратный процесс: разработали и внедрили законодательство, и это повлекло за собой активное движение сразу на нескольких рынках. Куда это развитие пойдет дальше? Во-первых, всех участников рынка ожидает еще и третья волна, в рамках которой на онлайн-кассы должны будут перейти ИП без наемных работников в торговле и общепите и ИП в сфере услуг. Сами владельцы онлайн-касс (особенно это касается малого бизнеса; «крупняки» так или иначе и раньше имели доступ к технологиям) начнут открыть для себя новые возможности, например, поймут, что можно проанализировать цены на товары в округе и скорректировать свои, чтобы повысить конкурентоспособность, или предлагать посетителям чеки онлайн, таким образом собирая базу контактов. Производители касс будут еще более активно развивать BigData и маркетплейсы, придумывать связки с новыми отраслевыми игроками. Например, почтовые сервисы по доставке посылок, или новые возможности использования оборудования — например, для снятия наличных. Все остальные игроки, вышедшие на рынок, получили для себя доступ к новым аудиториям и возможностям коммуникации с ними через простое устройство — через кассу. Так банки теперь могут мониторить и анализировать бизнес клиентов, оценивать его устойчивость и быстро принимать решение о кредитовании — это очень актуально для МСБ, видеть потенциальные проблемы у тех клиентов, кто уже пользуется кредитами — это важно для оценки банками своих рисков, предлагать услуги РКО и другие. Микрофинансовые организации запускают сервисы моментального кредитования физических лиц через кассу в момент покупки. Мобильные операторы расширяют продуктовый ряд и привлекают к себе больше клиентов. Кассы дают им новые источник дохода в условиях исчерпания притока новых абонентов, а также становятся инструментом диверсификации профильного бизнеса. В итоге мы видим очень объемную инфраструктурную историю, в которую вовлекаются все больше и больше игроков из разных секторов бизнеса, и которая призвана стать основой цифровизации ретейла. Читайте также Свежий портрет: как изменился владелец малого бизнеса за последние 10 лет Онлайн-чеки: кто выиграет от контакта с налоговой в режиме реального времени