Смольный решил "свернуть" программу по выводу заводов за черту города
Последняя программа переноса предприятий за черту города была принята в 2000-х годах. Согласно данным комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ), за годы действия документа успешно перебазироваться удалось только 50 предприятиям, но в три раза больше - около 150 - предприятий в процессе такого переезда попросту закрылись. Освободившиеся территории отдали под жилищное строительство, создание бизнес-центров и креативных пространств. Однако в прошлом году практику такого редевелопмента в КППИ признали ошибочной. При разработке нового проекта генплана, подчеркнули в комитете, нужно учитывать их "жесткую позицию о сохранении действующих промзон и запрет на перевод таких территорий под жилье и общественно-деловую застройку". Что же вынудило чиновников отказаться от планов, на которые были потрачены долгие годы и немалые средства? Виктор Полищук, с 1992-го по 2014 год работавший в комитете по градостроительству и архитектуре, сначала зампредседателя, потом начальником управления градостроительных обоснований развития Петербурга, а ныне профессор НИУ ВШЭ, говорит, что стратегия перевода предприятий за черту города была начата еще в 1985-1986 годах. Но разница в подходах очевидна. - В это время город и Ленобласть были единым экономическим целым, и все предприятия выносились как раз в область. Кировский завод, например, - в Тихвин, судостроение - в Выборг. Меры были продиктованы постановлением Совета Министров СССР, запрещающим размещать такие объекты в городах. Чтобы все это продолжало бесперебойно работать, нужно было создать инфраструктуру и условия для рабочих на новом месте. Если плановая экономика позволяла это реализовать, то в новых условиях это уже не работает, - уверен специалист. Ярче ситуацию иллюстрируют реальные примеры. Так, известно, что серьезно забуксовали проекты по развитию сразу двух промзон - Ржевки и Рыбацкого, стартовавшие в 2012-2013 годах. Уже к 2014 году здесь должны были появиться новые улицы и обновленные коммуникации, однако сотрудники предприятий с грустью рассказывают о зарытых в землю и ни к чему не присоединенных сетях, начатом и заброшенном строительстве дорог. Сейчас сроки возобновления стройки чиновники называют весьма приблизительные, а Смольный судится с подрядчиками, прекратившими обустройство территорий. Те, в свою очередь, ссылаются на ошибки в проекте, который чиновники заказали и приняли, называя его "малопригодным для реализации". Те заводы, которые изначально планировалось перевести в эти промзоны, уже и думать забыли о переезде, а вот тем, кто все-таки перебазировался, приходится теперь несладко. И это притом, что, судя по отчетам об исполнении Адресной инвестиционной программы, деньги на развитие были перечислены вполне внушительные: более 490 миллионов рублей на Ржевку (в период с 2012-го по 2016 год) и более 630 миллионов рублей - на Рыбацкое (2013-2015 годы). Вместе с отсутствием инфраструктуры, которая оборачивается для предприятий фактически прекращением деятельности, есть и еще одна проблема, тесно связанная с первой. - Считайте сами, сегодня в промышленности занято около 350 тысяч человек, а в смежных отраслях - в два раза больше. Если процесс перевода заводов продолжится, то город столкнется с негативными проявлениями маятниковой миграции. Почти каждый пятый житель будет утром выезжать из своего района и вечером возвращаться обратно. Развитие промзоны в Колпино уже привело к транспортному коллапсу, - обращает внимание эксперт Илья Осадчий. В нынешних условиях массовую остановку перевода предприятий специалисты считают логичным решением, вот только что теперь делать заводам, которые пытаются работать на брошенных, по большому счету, землях? Тем более теперь, когда власти официально изменили тактику, а значит и их внимания к таким промышленным "кластерам" будет все меньше и меньше.