Банки устроили фейсконтроль
В технологии банковского обслуживания грядут революционные нововведения. Российские банки с 1 июля будут собирать биометрические данные своих клиентов. News.ru выяснил, как на практике это отразится на простых клиентах и готовы ли наши банки к реализации новой технологии. О необходимости полноценного удалённого банковского обслуживания говорили уже давно. В 2017 году Владимир Путин подписал закон, позволяющий финансовым организациям удаленно идентифицировать клиентов с помощью данных по биометрии. Отныне правила для всех участников будут едины, чётко сформулированы и выстроены. Несомненно, такое решение будет способствовать развитию банковского сектора в стране и повысит экономическую активность россиян. Правительству удалось достичь главного — ввести единый стандарт для всех банков и их клиентов. Т.е. кредитным банкам не пришлось заниматься разработкой собственных решений, всё необходимое им было предоставлено, осталось только реализовать данные меры на практике. Такое было бы невозможно в случае, если бы крупные банки создавали подобные решения самостоятельно. Приготовьтесь к сканированию Напомним, что сама по себе идентификация будет совершаться с помощью Единой системы идентификации и аутентификации, а также с подтверждением биометрии в Единой биометрической системе. С 30 июня оператором системы будет телекоммуникационная компания «Ростелеком». Она займётся сбором, обработкой и хранением биометрических данных. Перечень банков, использующих подобную систему, определит регулятор. Он же будет иметь право запрещать финучреждениям совершать удаленную идентификацию, если будут выявлены соответствующие нарушения. Пока что к системе подключены 20 банков. Однако в будущем на неё перейдут все кредитные организации, работающие в РФ. Первый этап запуска платформы завершится к концу года, а сама программа полностью заработает к концу 2019-го. В систему биометрии включат голосовой профиль, а также фотоизображение. Если данные клиента не совпадут с банком данных, то ему будет отказано в идентификации. Global Look Press/imagebroker.com/Jochen Tack Сбор данных отпечатков ладони При этом банки будут отчислять «Ростелекому» по 200 рублей за каждое обращение к биометрической системе. Государство рассчитывает, что срок окупаемости системы составит до 10 лет. Между тем отдельные банки выступали со своими собственными идеями по биометрии. Например, по сетчатке глаз или отпечаткам пальцев. Но эти инициативы не стали массовыми и носят, скорее, рекламный характер для привлечения новых клиентов, ориентирующихся на технологии будущего. Как рассказала ТАСС первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, Банк России планирует подключить к платформе свыше 4 тыс. точек обслуживания финансовых учреждений, остальные отделения подключат к концу следующего года. Также данная площадка будет использоваться для предоставления государственных и нотариальных услуг. По её словам, речь идёт о более 100 млн услуг ежегодно. Однако в ЦБ считают, что банкам всё-таки надо дооборудовать свою инфраструктуру, поэтому на эти цели потребуется время. Ожидается, что до конца 2018-го будут оснащены 20% отделений, к середине 2019-го — уже 60% отделений, а к концу следующего года программа должна быть выполнена на 100%. При этом никто не мешает банкам сделать всё необходимое досрочно. Перекличка объявлена В крупнейшем российском банке — Сбербанке News.ru сообщили, что полномасштабная закупка оборудования для биометрии ещё не началась. «Сбербанк готовится к запуску Единой биометрической системы, однако ввиду того, что на настоящий момент выпущены не все нормативно-правовые акты, полномасштабная закупка оборудования ещё не началась и займёт какое-то время», — отметили в пресс-службе. Кредитная организация планирует запустить опытную эксплуатацию регистрации в пилотных отделениях в течение второго полугодия с постепенным тиражом на всю Россию до конца года. Во втором по размерам государственном банке — ВТБ порталу News.ru рассказали, что первые офисы, в которых можно будет пройти эту процедуру, начнут работать в Москве и Санкт-Петербурге. «В 2018 году мы планируем оборудовать около 200 таких отделений, будут охвачены все регионы страны. До конца 2019 года система заработает уже во всех отделениях ВТБ. Для данного проекта были выбраны два критерия биометрии: голос и лицо. Это самые доступные и распространенные на сегодня параметры в массовом сегменте», — отметил руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ Иван Пятков. По его словам, сдать биометрию может любой желающий. Для этого необходимо стать клиентом ВТБ (достаточно открыть счет в банке) и пройти регистрацию на портале Госуслуг (данную процедуру можно совершить в офисе банка). Затем в одном из отделений банка с помощью специального оборудования клиента сфотографируют и запишут звук его голоса. После проверки полученные данные будут переданы в Единую биометрическую систему. Для действующих клиентов ВТБ весь процесс займёт от трех до пяти минут. Пятков подчеркнул, что регистрация в системе и её использование для клиентов добровольна и бесплатна. После регистрации клиент сможет дистанционно оформить банковские услуги, такие как депозит, накопительный счет, кредит, карту и др. Для этого нужно будет авторизоваться на портале Госуслуг, пройти идентификацию по биометрическим параметрам. «В настоящее время банк завершает разработку данного бизнес-процесса, который в 2019-м позволит без посещения банка стать клиентом ВТБ и оформить интересующий банковский продукт», — подчеркнул он. Между тем банк «ФК Открытие» планирует подключиться к системе не 1 июля, а позднее. «Массовое подключение банков, скорее всего, растянется на 2–3 года, по мере появления тиражных решений и предложений по переоборудованию офисов «под ключ», облегчающий процесс интеграции с системой. При этом на первых пилотных этапах внедрения частичная обеспеченность офисов инструментами сбора биометрических параметров оправдана», — рассказал News.ru член правления, руководитель IT-блока «ФК Открытие» Сергей Русанов. Global Look Press/CTK/Michal Kamaryt Результат сканирования лица Он отметил, что дистанционная идентификация определённо пойдёт на пользу банковской сфере. По мере увеличения числа людей, записавших свои биометрические шаблоны в систему, будет расти и банковская конкуренция в области дистанционного банковского обслуживания, для которого удалённая идентификация постепенно становится стандартом рынка. «Удалённая идентификация может стать подспорьем для представителей микро- и малого бизнеса — особенно для людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью в значительном удалении от городов. Например, человеку, занимающемуся фермерством, владельцу турбазы. Впрочем, и городскому жителю найдётся польза от этой системы — с отсутствием необходимости лично ходить в офис можно будет выгоднее пользоваться банковскими услугами, не ограничивая свой выбор географическим присутствием», — сказал Русанов. Представим себе такую ситуацию: в Калининграде местный банк предлагает открыть вклад под 10% годовых. Благодаря удалённой идентификации любой житель нашей страны сможет воспользоваться условиями данной акции. Таким образом, сравнительно небольшие банки смогут получить прибыль за счёт индивидуальных предложений, ориентированных на отдельные категории людей или предприятий, вне зависимости от того, где они находятся. С другой стороны, у крупных банков будет возможность заработать за счёт активности по использованию дистанционной идентификации зарегистрированных ими клиентов. Кроме того, это позволит расширить количество клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, которые раньше были привязаны к своим местным банкам. Абсолют Банк сообщил News.ru, что к 1 июля банк запустит пилотный проект в одном из офисов, а во второй половине года начнется масштабирование системы. «Количество отделений, участвующих в процессе, для каждого банка будет рассчитано по формуле, предоставленной ЦБ. По предварительным оценкам, банк будет осуществлять сбор биометрических данных в 15–20 офисах, расположенных в регионах присутствия банка. Для подготовки к сбору биометрических данных банку требуется закупить оборудование — камеры и микрофоны, с помощью, которых будут сниматься биометрические данные, подготовить место, защищённое от шумов и помех для проведения качественной записи. Кроме того, осуществляется интеграция с базой ЕБС для передачи данных. Сейчас все подготовительные работы на этапе завершения», — заявил начальник управления электронного бизнеса и пластиковых карт Абсолют Банка Василий Потёмкин. Он рассказал, что начало второго этапа, то есть возможность проведения удаленной идентификации клиентов, пока что регулятором не регламентировано. По прогнозам, второй этап будет запущен не ранее лета 2019 года. Банк уже начал подготову к этому проекту, так как важно интегрировать во внутренние бизнес-процессы удаленную идентификацию, чтобы клиент смог начать дистанционно пользоваться всеми услугами и продуктами банка без посещения офиса, пояснил он. В Московском Кредитном Банке рассказали News.ru, что функционал платформы будет запущен в ряде отделений. «Мы активно работаем над проектом по запуску Единой биометрической системы, и к июлю запустим в нескольких отделениях функционал удаленной идентификации граждан», — прокомментировал директор департамента технологий и сопровождения розничного бизнеса МКБ Виталий Поляков. В Росбанке также идёт активная подготовка к запуску программы. «Идёт активная подготовка к старту 1 июля в 61 отделении в 34 регионах присутствия банка (39 городов по всей России). Все необходимые мероприятия, которые позволят обеспечить старт проекта, находятся на завершающем этапе», — заявила News.ru заместитель директора по операционной деятельности Росбанка Марина Фролова. Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems: Биометрия в том виде, в котором её реализуют, никакого отношения к безопасности и, тем более к её повышению, не имеет. Это всего лишь повышение удобства обращения за банковскими услугами дистанционным способом. Рассматривать биометрию как механизм защиты я бы не стал, чтобы не создавать чувство ложной защищенности. Глеб Чербов, директор департамента анализа защищённости Digital Security: Не только банки, но и некоторые другие крупные организации задумывались о введении биометрической идентификации пользователей уже достаточно давно. Однако такие технологии пока используются лишь в качестве дополнительного фактора аутентификации при предоставлении сервиса. И есть все основания полагать, что в качестве основных факторов ещё долгое время время будут оставаться традиционные методы, основанные на факторах знания (парольная информация), владения (смарт-карты, генераторы одноразовых паролей, телефонный номер и т.п.) и их комбинации. Острой необходимости в использовании биометрии сейчас, конечно нет, как и не было необходимости начинать использовать в качестве второго фактора СМС в нулевых годах. Но технологии плавно развиваются, и нет ничего страшного в том, что какие-то новые методы будут использоваться в том числе банками с целью сократить риски хищения или мошенничества. Конечно, с течением времени найдутся способы полного или частичного обхода, но в целом нововведение должно благоприятно сказаться на отношении уровня защищённости к уровню сервиса и удобства использования.