Запреты и обеты трезвости. Как в разное время в России боролись с пьянством

Православное межприходское братство «Трезвение» собрало целую выставку фотоматериалов, рассказывающих об истории борьбы с пьянством в России. Авторы проекта во главе с бакалавром богословия Сергеем Шинкевичем проанализировали причины распространения пьянства в России, надеясь, что опыт прошлого поможет в борьбе с современным алкоголизмом. Корреспондент «АиФ-Черноземье» побывал на ее открытии. Из привычки – в традицию Так, почему же люди так тянутся к алкоголю, который часто разрушает личность и семьи? Пожалуй, сначала была привычка. Она начала развиваться после учреждения «царёвых» кабаков в XVI веке, где продавали более или менее доступную по цене водку без закуски к ней. И так, за два с половиной столетия, употребление алкоголя в больших дозах вошло в традицию, а кабаки стали приносить более трети доходов российского бюджета. И хотя ситуация с пьянством продолжила усугубляться, Россия из европейских стран оставалась самой непьющей: у нас потребляли алкоголя в семь раз меньше, чем в той же Франции. Правда, пить не умели: смертельных случаев от пьянства при этом было в пять раз больше. Крестьяне пили от случая к случаю, но на праздниках гуляли так отчаянно, что нередко пропивали всё имущество, а то и вовсе напивались вýсмерть. А вот в городах пьянство было обычным явлением, особенно среди рабочих. Жёсткие запреты на покупку алкоголя, как показала практика, эффекта не приносили. Например, с 1894 года стала вводиться государственная монополия на продажу водки, но вместе с этим появилась мелкая фасовка, и люди начали пить «из горла» прямо на улицах, а ценовая доступность вовлекала в пьянство даже подростков. Аналогичные последствия имела и известная «алкогольная кампания» Горбачева в 1985 году. Да, продажа алкоголя официально сократилась, но увеличилась торговля самогоном, да так, что сахар пришлось закупать за границей. Кроме того, в это время произошёл всплеск наркомании. На своём примере Одним из успешных борцов с алкоголизмом был педагог, профессор Московского университета Сергей Рачинский. В 1880-х годах в родном селе Татеве Смоленской губернии он организовал для крестьянских детей интернат. При нём учредил общество трезвости, куда вошло более тысячи человек. «То, что я задумал, – почти монастырь. Но попытаться нужно», – писал он. Члены общества давали обет трезвости на один год, но по праздникам им разрешалось употреблять домашнюю брагу, а в случае болезни по предписанию врачей – вино. Но главное – Рачинский сам стал для своих учеников примером. «Никогда не был пьяницей... Пока я держался умеренности, мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне, все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, когда дал и веду обет трезвости, за мной пошли тысячи», – признавался профессор. Деятельность обществ трезвости расширялась, находя всё больше последователей. В 1912 году при небольших приходских церковных приходах насчитывалось более двух тысяч таких организаций. К сожалению, все они закрылись после революции. «Страшилки» не работают В начале 1990-х годов потребление алкоголя достигло максимума – 19 литров на душу населения. В последние же годы, по данным Минздрава, россияне стали пить меньше. В 2011-2016 годах потребление алкоголя на душу населения снизилось с 18 до 12,8 литра, а к началу 2017 года – и вовсе до 10 литров. Тем не менее алкоголизация вызывает беспокойство – ведь даже восемь литров чистого алкоголя в год, по данным Всемирной организации здравоохранения, опасно для жизни. К тому же у нас лёгкие напитки вытеснили крепкие, а домашнее вино заменил самогон. «Никакие «страшилки», как демонстрация фотографии печени алкоголика в разрезе, последствия алкоголизма в цифрах, фактах, иллюстрациях, почти не работают, – считает Сергей Шинкевич. – Если в начале ХХ века они в некоторой степени помогали зависимому человеку одуматься, то теперь вызывают лишь отторжение и насмешки. Ведь алкоголизм сам по себе не причина, а следствие духовных, социальных и психологических проблем. Неслучайно всплеск алкоголизма был отмечен в начале 1990-х годов, когда в стране отмечались падение экономики и высокий уровень преступности». Впрочем, выход есть. Бакалавр богословия уверен, что проблемы пьянства можно решить, духовно оздоровив общество. При этом особенно важен личный пример тех, кто ведёт трезвый образ жизни и призывает следовать этим путём. Также важна духовная среда, в которой живёт человек, пытающийся избавиться от зависимости. Сергей Шинкевич считает, что бороться с проблемой помогают созданные при поддержке церквей православные реабилитационные центры, дома трудолюбия и группы взаимопомощи. Кто больше пьет? В Национальном рейтинге трезвости-2017 самыми «трезвыми» регионами признаны Чечня, Ингушетия и Дагестан. Среди наиболее пьющих оказались Бурятия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область. При этом, например, Калужская область всего за год поднялась в рейтинге сразу на 21 пункт – с 37-го (в 2016 году) на 16-е место. Также существенно улучшили показатели Ярославская область (плюс 30 пунктов и 31-е место), Хабаровский край (плюс 25 пунктов и 38-е место), Карелия (плюс 19 пунктов и 61-е место). Хуже всех с алкоголизмом по-прежнему в Магаданской области. Воронежская область, заняв 45-е место, опустилась сразу на 18 позиций. Впрочем, связано это не столько с тем, что воронежцы стали больше, сколько с улучшением ситуации у соседей.