Star Trek “Enterprise” – System 7 возвращается домой
Интересно пофантазировать о сражении System 7 (с NetWare и Digital Research DOS на борту) с Windows NT, разработанной бывшими специалистами DEC под флагом Microsoft, так как в реальности ничего этого не было. Star Trek от Apple, Novell и Intel так и не вышел на рынок. Никогда. А все-таки интересно, как это могло выглядеть, и кто кого “сожрал бы”, в конце концов. Боевая версия System 7 для Intel была запланирована на конец 1993 или начало 1994. Но тут на Apple сменилось руководство, System 7 надо было срочно переносить еще на одну платформу, PowerPC, а многоводный финансовый поток, питавший в предыдущие годы фантазии Apple, вдруг стал иссякать. Канкун, Мексика 18 разработчиков отправились на оплаченный Apple и Novell курорт вечером 4 декабря, почти сразу после завершения презентации. Фред Монро проснулся когда самолет уже заходил на посадку в Granpuerto, на востоке полуострова Юкотан и в самой восточной точке Мексики, на берегу мексиканского залива. Все было по высшему классу: море бесплатной текилы, солнце, пляжный волейбол и сон, вдоволь. Две недели пролетели как один день, но почти с самого начала команда снова и снова собиралась где-нибудь в баре, и строила планы дальнейшего развития системы. Планов было громадьё. Если бы все они были реализованы, Microsoft была бы разорвана на куски. Успех проекта не должен был навредить Apple, разработчики, хоть это и не входило в их обязанности, подумали и об этом. Их счастье в том, что они не знали, что ждет их проект в самом ближайшем будущем. Напрашивалось кодовое имя для новой системы – Star Trek “Enterprise”, поскольку система явно не предназначалась для широкого народного потребления. Mac’и, основной источник доходов Apple, только выиграли бы от этого – считали разработчики. Последний день отпуска, особенно в краю, где нежный белый песок и чистое синее море, у обычных людей, самый грустный и печальный. Как напильником по душе. Но не у Trekkies – они рвались к своим 486-м чтобы творить историю. По возвращении их ждал первый из неприятных сюрпризов, вскоре посыпавшихся на их головы как из рога изобилия. Технический глава проекта, Роджер Хейнен, ушел из Apple Computer, на Microsoft, на очень большую зарплату. Переманили. Боятся? Затем в офис в Санта Клара приехал Михаэль Шпиндлер, заместитель главы компании по организации (COO), который не сказал ничего плохого, но у всех Trekkies возникли какие-то нехорошие предчувствия. Шпиндлер что-то не договаривал. Как был устроен Star Trek System 7, работающая на компьютерах с Intel? Это правда, но не вся. На самом деле все было намного сложнее и интереснее, Trekkies жарили свои бока под тропическим солнцем Юкотана абсолютно заслуженно. Star Trek была построена над нетривиальным слоем программного обеспечения от Digital Research и Novell. Основой этого слоя был сплав из переработанной DR DOS 6.0 и Palm DOS 1.0 “Merlin” от Novell (фактически, NetWare внутри System 7). Блок Novell DR DOS “Panther” обеспечивал 100-процентную совместимость с 16-битной MS DOS (Star Trek могла исполнять программы для MS DOS и даже MS Windows, которую надо было бы покупать у Microsoft отдельно). Благодаря интегрированному в этот слой DR DOS “Vladivar”, видимо последней разработке Гари Килдалла, вся эта 32-битная операционная система без графического интерфейса (как Darwin в macOS, iOS и остальных современных системах Apple), встроенная в Star Trek, превращала её в одну из самых продвинутых операционных систем того времени, где была реализована вытесняющая многозадачность, защищенная виртуальную память, и всё то, за отсутствие чего Apple Computer убивали в 1996-97. Star Trek была совместима с исходными кодами программ для Mac’а, и несовместима с её исполняемым кодом. То есть, программа скопированная с Mac’а работать в Star Trek не могла. Но разработчик программы, без каких-либо проблем, мог скомпилировать своё творение для Star Trek – и все. Разработчикам пришлось бы покупать компьютеры с Intel и компиляторы, но если бы Star Trek вышел на рынок, это все окупилось бы в два счета. К тому же, Apple и Intel без особых проблем могли облегчить разработчикам жизнь, продавая им все необходимое с большой скидкой, а то и бесплатно. Систему ждало не только неизбежное мощное противодействие со стороны Microsoft, но и сильный попутный ветер. Программное обеспечение для новой системы появилось бы быстро и с избытком. А затем, для нее очень скоро вышли бы программы использующие заложенные в неё возможности, и кризиса 1996 года просто бы не было. Оставалось вылизать систему и организовать её массированное вторжение (на уровне глав крупных и влиятельных компаний это было реально). Только это и не было сделано. Хождение по мукам и самодеятельность В феврале Trekkies подчинили Дэвиду Нейджелу, главе группы продвинутых технологий, перевели в главный кампус компании в Купертино. Команду Trekkies увеличили до 50 человек, но вместо продолжения разработки они писали технические спецификации, планы развития различных модулей и белые книги по разным вопросам. После отставки Джона Скалли стало совсем грустно. Скалли и Хейнен поддерживали и защищали проект, теперь он был абсолютно беззащитен, а компания была во власти иного увлечения. Тем не менее, чуть ли не тайком и подпольно, Trekkies собрали альфа-версию, в которой не было AppleTalk (сетевая технология от Apple), QuickTime и некоторых других частей System 7, но способную работать в отсутствии авторов системы и дававшую представление о её возможностях. Шпиндлер без возражений подписал разрешение группе сотрудников маркетингового департамента на переговоры от лица компании с третьими компаниями по поводу Star Trek. Часто он подписывал все документы, оказавшиеся на его столе, даже не читая их – иногда это самый правильный подход к делу. В поисках поставщика “железа” для Star Trek переговорщики отправились на компании производящие клоны IBM PC. Таких было немало, они были уверены что их ждет успех. Первой была Dell. Майклу Делл система понравилась. Было видно, что он впечатлен – но ставить её на компьютеры своей компании он отказался наотрез, даже за бесплатно. Потому что у Dell договор с IBM и Microsoft, разрешающий производить и продавать клоны. По условиям договора, компания обязана платить за установку MS DOS на каждый продаваемый компьютер, независимо от того, устанавливается эта система или нет. Платить эти деньги ни за что он не будет. Аналогичный договор был у всех производителей PC-шных клонов, платить еще и Apple никто не собирался. Сама Apple разрабатывать Mac’и на Intel не собиралась, у неё были другие, амбициозные и перспективные, планы. Компания ставила на PowerPC, архитектуру заранее объявленную убийцей Intel. Усилия переговорщиков закончились ничем. Производители клонов PC условиями своих договоров с Microsoft были недовольны, но убивать свой основной бизнес ради журавля в небе они не собирались. Некоторые из них даже уже жаловались в судебные органы (они уже встречались с представителями Digital Research, предлагавшими вместо MS DOS свою, DR DOS, превосходящую Microsoft’овскую на порядок), но… Жалобы успеха не имели: договор компании подписывали добровольно, им никто ничего не навязывал – более того, они добивались его заключения, они обучали персонал, за свой счет, персонал сдавал Microsoft экзамены и получал от неё сертификаты – не зацепиться! Когда суд все-таки нашел к чему придраться, и признал действия Microsoft незаконными, для многих проектов и компаний было уже слишком поздно. Они погибли. На все проекты ATG (группы продвинутых технологий), на 1993 год, Шпиндлер выделил 20 миллионов долларов. Почти все эти деньги были направлены на проект переноса системы на PowerPC, имевший наивысший приоритет. На Star Trek денег не хватило. Trekkies были энтузиастами своего дела, почти фанатиками, но работать “за так” они не согласились. В июне 1993 года проект, обошедшийся Apple в сто миллионов долларов, был закрыт. Что думали о Star Trek, когда его уже не было Во второй половине 1993 года, когда на Apple уже забыли про Star Trek, компьютерная пресса все еще обсуждала галактические устремления Apple. Естественно. лозунг тут же переиначили: “Mac смело идет туда, где все уже побывали”. Все-таки на Intel побывали не все, но звучит красиво. Привычное нытье ненавистников Apple, на этот раз, было ближе к истине чем надежды её поклонников. Де, ничего у неё не выйдет, не может Apple создать что-нибудь путное. Известный в индустрии сын женщины собачьего происхождения (son of a bitch) Стюарт Олсоп Третий, журналист и крупный медиа-магнат, поделился своими соображениями об идущей в мире войне пользовательских интерфейсов, высоко оценил интерфейс System 7, выставив ей в 3 номинациях из 4 высший балл. По его мнению, в конце 93 или начале 94, с появлением System 7 на мощных PC-шных рабочих станциях все может измениться. Стюарту Олсопу сейчас 70 лет, но он все еще куролесит. В 2016 он вернул Илону Маску Теслу, с вежливым (почти без мата) объяснением причин, а тот, в ответ на недобрые слова и критику, запретил продавать Стюарту любую продукцию любой из своих компаний вообще и навсегда. По моему, такого еще никогда и ни с кем не было. Выдающийся человек. Результаты Star Trek С покорением чужих галактик у Apple ничего не получилось. Другой свой проект, Pink, превратившийся в Taligent, объектно-ориентированную операционную систему, компания “подарила” IBM, которая её тоже забросила. Я видел Taligent, система интересовала меня как программиста, в ней для таких как я был обещан рай… Но демонстрация рая меня не вдохновила. И не только меня. Это был очень мощный и интересный проект, но увы, совершенно сырой. Многие из похороненных в нем идей в наши дни реализованы и успешны, но Taligent к их реинкарнации никакого отношения не имел. Проект обошелся Apple почти в полмиллиарда долларов. Судьба бывших Trekkies сложилась по разному. Некоторые до сих пор работают на Apple, когда закрылся Star Trek они перешли в другие проекты, в тот же переход на PowerPC, а потом они поддерживали в актуальном состоянии Marklar, вариант Mac OS X для Intel. Два Фреда из Trekkies, Фред Монро и Фред Хакстон, основали в Сан Франциско компанию Fredlabs, и занялись любимым делом. Самая известная их разработка – Virtual Mac для BeOS. BeOS тоже преждевременно погибла. Стив пришел к выводу, что две системы на железе Apple гарантируют провал, и перекрыл Be Inc кислород. Установка BeOS на Mac’и стала невозможной. Через год и десять дней после начала разработки Star Trek, и через месяц после его закрытия, 27 июля 1993 года Microsoft выпустила Windows NT 3.1, операционную систему нового поколения. Достойного соперника новая система не встретила, Novell стала быстро терять рынок и, в конце концов, перестала играть серьезную роль в индустрии. Она дала бой, это была ожесточенная схватка, но “силы зла”, в конце концов, одержали победу. Больше, насколько мне известно, к Apple за помощью в тяжелой ситуации не обращался никто. Когда компания тонула в 1996, никто не пришел её спасать, кроме Microsoft. Эмуляторы Mac’ов с 68k (Mini vMac, Basilisk и другие) и PowerPC (SheepShaver) написаны с участием бывших Trekkies. В группе продвинутых технологий Apple в конце 1993 года стартовал крошечный по числу участников и размерам финансирования проект RAPTOR, целью которого в очередной раз стала “современная операционная система”. Проекты Copland и Gershwin, будто бы, вышли из него. Не знаю, “источников” у этих проектов и без него было не меньше дюжины. Вот и все…