Мусорный переполох в Чалне: карельский поселок утонул в бытовых отходах
Как сообщают жители поселка Чална Пряжинского района, проблемы с мусором у них были всегда. Однако в мае, после прихода регионального оператора по обращению с ТКО, ситуация обострилась. Сотрудники компании-перевозчика стали вывозить только содержимое контейнеров, не обращая внимания на происходящее вокруг. В итоге за полтора месяца контейнерные площадки оказались завалены грудами отходов, а Чална превратилась в филиал районной свалки. «Автоспецтранс» говорит, что не отвечает за территории вокруг площадок. Начальник «Энергии» (компания, занимающаяся вывозом мусора в Пряжинском районе) говорил еще в конце мая, что все нормализуется и в поселке будет порядок. Но, видимо, что-то пошло не так», – посетовала жительница Чалны Ирина Линник. «ФедералПресс» обратился за разъяснениями в «Корпорацию развития Карелии», которая является учредителем регионального оператора. Там сообщили, что о проблеме жителей Чалны знают. И обвинили во всем дачников. «Начался дачный сезон. Дачники используют коллективные площадки накопления ТКО, не имея договоров. Поэтому количество отходов увеличивается в разы, – пояснили в пресс-службе корпорации. – Региональным оператором выдано предписание УК «Энергия», которая занимается вывозом ТКО, чтобы эта ситуация была устранена. На следующей неделе будет увеличено количество контейнеров – на каждую площадке добавят по два-три контейнера. Крупногабаритные отходы вывезут до конца недели. Ситуация под контролем, но разрешить ее получится, к сожалению, не так скоро, как хотелось бы». По мнению экс-руководителя карельского Росприроднадзора Олега Шейновского, дачники здесь совершенно не причем. Проблема имеет системный характер и заключается в том, что «мусорная реформа» проводилась в спешке: в территориальной схеме обращения с отходами оказалось много «белых пятен», нормативы накопления были взяты «с потолка», а точное количество контейнерных площадок до сих пор неизвестно. «Когда разрабатывалась территориальная схема, мы изначально исходили из того, что необходимо, как минимум, четыре региональных оператора, которые бы уже работали на территории республики, владели материально-технической базой и так далее. Однако старая губернаторская команда решила, что нужен один оператор. И эта «хотелка» перешла к новой команде. В итоге оператор, которого избрали в Карелии, оказался всего лишь прослойкой. Он заключает договоры, собирает деньги и на этом дело заканчивается, – рассказал эксперт. – У них было время – три года, однако никто даже не шевелился. Можно было создать нормальную систему – и проблем было бы гораздо меньше».