Войти в почту

Ростов-на-Дону: футбол и нагайки

Часть фольклора или назойливая полувоенная организация? Прибывающим в Ростов-на-Дону болельщикам предстоит познакомиться с казаками, настоящим концентратом неоднозначности современной России, которая постоянно колеблется между мягкой и грубой силой. Представителям этого бывшего царского ополчения, которое возрождается в последние годы в южных регионах России, поручено внести свой вклад в обеспечение безопасности во время матчей Чемпионата мира по футболу. Около 300 казаков будут патрулировать территорию от аэропорта Платова (имя знаменитого казачьего атамана и прозвище Владимира Путина в годы учебы) до стадиона. Около полусотни будут разъезжать на конях в парадной форме, а остальные будут курсировать пешком в традиционной одежде. Яркие цвета и высокие шапки позволят с легкостью отличить их от полицейских и омоновцев в камуфляже. Три назначения нагайки «Мы уже десять лет обеспечиваем безопасность во время футбольных матчей в Ростове-на-Дону», — заверяет нас первый заместитель атамана Михаил Беспалов, с удобством расположившись в своем кабинете в здании регионального правительства. Над головой у него висит портрет Владимира Путина. «18 лет», — поправляет его молодой пресс-атташе. «Недавно мы принимали в Ростове два матча Лиги чемпионов. Болельщики „Манчестера" боялись, что их встретят нагайками, но мы раздавали им кофе и шарфы. Не было ни одного инцидента», — рассказывает Беспалов с добродушным видом. «Знаете, у нагайки есть три назначения: бить жену, коня и подчиненных, — шутит он, поглядывая на пресс-атташе. — Да, можете это записать». Казаки привлекли к себе большое внимание прессы в России за последние несколько месяцев. Так, группа людей в казачьей форме и с нагайками в руках напала 5 мая на оппозиционеров во время демонстрации в Москве. Присутствовавший на том мероприятии корреспондент «Там» лично убедился в координации действий полиции и казаков, которые, в том числе, указывали полицейским задерживать ли того или иного демонстранта. «Мы не знаем, кто были эти одетые казаками люди, — оправдывается Беспалов. — Нашу форму можно купить в любом магазине сувениров». «Если мы увидим целующихся геев, то сообщим о них в полицию» В начале июня один из командиров Донского войска (его возглавляет Беспалов) заявил оппозиционному журналисту: «Если мы увидим целующихся геев, то сообщим о них в полицию». Эти слова обеспечили казакам новые большие заголовки. «Его подловили на вопросе, — возражает Беспалов, сохраняя улыбку. — Нужно соблюдать нравственность, существуют пределы… Мужчины могут поцеловаться, если они счастливы, но только по-дружески». По его словам, казаки будут действовать строго в рамках закона. Стремясь вернуться к футбольной тематике, он заверяет, что его люди любят спорт: «Нормальный мужчина не может не любить футбол!» «Мы счастливы тому, что участвуем в Чемпионате мира, и сделаем все, чтобы у всех гостей возникло желание вернуться, — добавляет он, чтобы развеять любое недопонимание. — Мы — гостеприимные люди и встречаем всех с открытым сердцем!» Беспалов не согласен с тем, чтобы его называли чиновником, хотя он сам и его 300 казаков получают жалование из регионального бюджета. При этом атаман, то есть его прямой начальник, является заместителем губернатора области. «Мы — часть идентичности Ростова. Без нас региона бы не было», — утверждает он. Подорванная революцией традиция Корни казаков уходят в XIII век. Их ряды были сформированы из бывших крепостных, искателей приключений, наемников и людей из кавказских народов. Постепенно они сформировали социокультурную группу, которой пользовались цари для защиты рубежей империи. Их блестящая репутация померкла после того, как их использовали для подавления революционных демонстраций в 1905 году. События 1917 года раскололи казаков: большинство присоединилось к противникам большевиков, и было уничтожено или отправилось в изгнание. После распада СССР в стране появилось несколько групп казаков, но их легитимность вызывает вопросы. Парад Кубанского казачьего войска «Настоящих потомков казаков осталась лишь горстка, — считает политолог Дмитрий Абросимов. — Казаки Донской армии полностью интегрированы в вертикаль власти. Их создали для того, чтобы помешать политическим планам самых радикальных казачьих групп». На самом деле, некоторые казачьи группы представляют собой военизированные организации, которыми движет ультранационалистическая и ксенофобская идеология. Так, расположенный неподалеку от Ростова-на-Дону Союз казаков России не скрывает, что сражался на Украине на стороне сепаратистов, и до сих пор удерживает позиции в Луганской области. «Некоторые из наших людей сражались в Донбассе и Сирии. Мы не можем им помешать. Некоторые не вернулись оттуда», — признает Беспалов.

Ростов-на-Дону: футбол и нагайки
© ИноСМИ