Какова подлинная история Алеши Поповича
Если бы я писала роман об Алеше Поповиче… Давно меня мучает теоретический вопрос: какова была «истинная история» богатыря Алеши Поповича? Его происхождение? Теорию, что на самом деле его прототип — боярин XIII века, отметаем, ибо так не интересно. Если Алеша Попович — богатырь при дворе Владимира Красно Солнышнко, лишь недавно свергнувшего языческие идолы в Днепр, то кто его отец? В смысле, успел бы после Крещения страны завестись и размножиться на Руси хотя бы один нормальный поп? Чтобы его сын, попович, успел вырасти и в княжескую дружину попасть, да застать в ней еще бодрого княжеского дядю Добрыню? Или Алеша Попович — сын приезжего византийского попа? Хотя я думаю, к нам только черное монашество засылали, особенно поначалу. Или можно придумать драматическую историю про священника-византийца, нарушившего обеты ради глаз прекрасной славянки, у которого родился мальчик Алеша… Или про ребенка-сироту, сына убитого корсунского попа, которого захватил с собой на север князь Владимир после разорения города. А может, а может он был сын могучего волхва! Местного Мерлина или Гэндальфа. Но из политкорректности его переделали в «поповича»! И тогда его решение идти не по магической, а по военной стезе — это такая мощная драматическая линия, демонстрация характера, отказ от врожденной маны! Кстати, и в случае сына попа уход в армию — это тоже как бы вызов, хоть не такой демонстративный. Конечно, как мне грамотно подсказывают, сведения о спорадических крещениях славян на Киевской Руси появлялись и раньше, до массового обращения страны Владимиром. Крестились Аскольд, княгиня Ольга… Византийские миссионеры наверняка прибывали с ними на Русь. Вопрос — это было белое или черное монашество? (Блин, когда целибат на Византии появился?) Разрешалось ли миссионерам жениться? Если да, тащили ли они с собой греческих жен или женились на местных? То есть Алеша может быть полукровкой. А вдруг от друидки обращенной?! Если мы примем идею, что поп-отец прибыл в Киев еще до официального крещения страны, так, чтобы по времени его сын успел вырасти и стать младшим ровесником Добрыне и Илье — то дополнительный вопрос: какие были условия для христиан в языческом Киеве? Священники (также как и все прочие), предпочитают размножаться в комфортных условиях, если же на дворе православных каждый день режут, то психологически трудно решиться на создание большой семьи. Договор 944 года (за сорок с лишним лет до Крещения) киевского князя Игоря с византийскими императорами свидетельствует о существовании в Киеве двух религий: язычники клянутся выполнять договор на холме перед идолом Перуна, христиане присягают в церкви Святого Илии. Про нее отдельно указывается, что она «соборная», то есть возможно, в Киеве были еще и приходские церкви? В любом случае, православный священник в Киеве того времени -- это должна быть достаточно видная фигура, особенно если он из одной-единственной, или одной из пары церквей в городе. Или он был не киевлянин? А из другого крупного «русского» города? А может, Алешиным папашей был лихой расстрига (болгарин, например), сбегший от цивилизации и суда за днепровские пороги и прибившийся к княжескому двору… Или природный викинг, в малолетстве по дурости попавший в константинопольскую монастырскую школу, а потом оттуда сбежавший… Важно, что у богатыря стандартное греческое имя «Алексей», а не какой-нибудь «Добрыня» или «Святогор» славянский. А, между прочим, иностранца (византийца, «грека»), в княжескую дружину бы не взяли — как указывает в комментариях к этой животрепещущей для каждого думающего человека теме автор романа о викинге Илье Муромце «Храбр» писатель О. Дивов, подробно исследовавший тему реалистичности славянского фэнтези с точки зрения истории. Быть может, поп был не византийским, а уже местным, рукоположенным из славян? Тогда его сын по пятой графе уже проходит для призыва в элитные войска. Но ведь, чтобы стать священником, надо получить образование, особенно в сложных условиях свежекрещенной дикой страны. Когда службу перестали вести на греческом языке у нас и стали на церковнославянском? Когда на Руси появились священники не «из греков», а из местных? К митрополитству, вон, наших не пускали до XIV века. Еще одна вот интересная, но уж совсем залихвацкая версия озвучена любимым френдом:"подозреваю, что основа богатырского цикла принесена англо-саксонсами, прибывшими с Гитой Гарольдовной (женой Владимира Мономаха). Так что при правильном запараллеливании с артуровым циклом и германским легендарием оно и прояснится! Впрочем возможен и другой вариант — целибат на Альбионе ввели норманы, так что настоящее имя Алёши — «Альфред» и на самом деле он — сын англо-саксонского епископа, прибывший на Русь. Но вернемся к версии о хтонической связи Алеши с родной землей, которую отмечают и нормальные ученые, исследователи фольклора. Несмотря на христианское имя, он единственный из знаменитой троицы обладает магическими способностями. Рождение Алеши было чудесным, напоминающим рождение очень сильного магического персонажа -- Волха: оно сопровождается громом. Хитрость и ловкость Алеши сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Алеша самый младший, самый слабый и самый хитрый поэтому. Иногда даже отмечают его хромоту — известный «чертов» признак, см. Воланд и все предшествующие дьяволы, т. е. это явная связь с язычеством! Нет, не тянет, не тянет это на христианнейшего героя… Короче, если бы я писала роман об Алеше Поповиче… (наверно, пора уже такой тэг вводить),…то это было бы славянское фэнтези про политику и интриги. Князь Владимир на киевском престоле, его советники — смуглые византийцы с хищными носами Аль Пачино и Арманда Ассанте. Они зыркают своими глазами-маслинами и стараются пресекать всякое языческое непотребство. Богатыри князя обожают его и выполняют любые решения, включая уничтожение языческих идолов и вырубку священных рощ. А вечерами они собираются во дворце вокруг Круглого стола и весело пьют, пока народ немного ропщет от смены курса. Отец Алеши Поповича -- могущественный волхв, ранее бывший советником князя. После того, как все посыпалось, он удаляется в дубравы, где пытается ростить мальчика своим преемником. Но тот растет непослушным, неверующим, хитроумным и с невероятным интересом к женскому полу (и в былинах такой же). При этом у него врожденные магические способности. Юноша сбегает от друидов, прибивается ко двору князя, где демонстрирует навыки джигитовки и фехтования, которым его научили другие изгнанники, бывшие богатыри, не пожелавшие остаться в христианском Киеве. Он берет христианское имя «Алексей», а имя и род занятий своего отца скрывает, назвав его «попом». При дворе Алеше очень нравится — он молод и падок на славу и чувственные удовольствия. Также ему нравится воинское братство, и подвиги в поле, в том числе с нечистью — змиями и оборотнями, во время которых он может показать свое превосходство перед товарищами. Но едва он успел занять прочное место в Киеве, как в город под чужими именами прибывают замаскированные волхвы, которые хотят либо погубить Владимира, либо совратить его своей темной магией обратно к языческой вере. Они знают настоящее имя Алеши и начинают его шантажировать, чтобы он им помог. Что делать Поповичу? Как сохранить статус кво? Попробует ли он вывернуться собственной хитростью и колдовством? Или будет искать союзников при дворе? К кому он обратится — к бывалым богатырям с мощным ударом левой, к хитроумным гридням князя, к самой княгине или ее теремным девушкам? А может, он рискнет и откроется византийцам — и обнаружит в них неожиданно полезных союзников? Или же воззовет к помощи отца и попросит его скрытно прибыть в Киев и помочь выросшему питомцу — князю Владимиру? Оставайтесь с нами, и вы окунетесь в мир магии, поединков на копьях, интриг и любовных манипуляций.