«Губернатор отвечает за это. Спрос за регион с него». ТОП-5 неэффективных глав муниципалитетов Зауралья

В Курганской области составлен официальный рейтинг глав районов и городских округов по итогам работы в прошлом году. Лидером по эффективности работы муниципальных команд стал город Курган, второе место – у Варгашинского района, третье – у Шадринска. В первой десятке также – Каргапольский, Сафакулевский, Белозерский, Макушинский, Шатровский, Шумихинский и Шадринский районы Аутсайдерами рейтинга, занявшими последние места стали главы пяти районов: Армэн Хачатурян (Половинский), Петр Полухин (Далматовский), Владимир Архипов (Кетовский), Владимир Кизеров (Мокроусовский) и Андрей Барч ( Лебяжьевский район). Работу муниципальных команд оценивали по таким показателям, как рост налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, создание новых рабочих мест на вверенных территориях, а также выполнение плана продвижения приоритетных инвестиционных проектов. Подводя итог, губернатор Алексей Кокорин подчеркнул: главы, которые в рейтинге занимают последние места, должны обратить на эти показатели особое внимание, почерпнуть опыт от тех, кто работает более эффективно. Как и что считали Данные полного рейтинга до сих пор не опубликованы. На сайте департамента экономразвития выставили только 10 первых команд. В таблице расчета рейтинга, которую удалось найти по случаю, оценка базируется на четырех показателях. Лидером по доходам стал Частоозерский район с темпом роста доходов в 135,35 %. Аутсайдер – Звериноголовский район – 89,72 %. Зато он занял первое место по изменению просроченной кредиторки в плюс или минус, сохранив показатель на нуле. Последним стал Куртамышский район – просроченная задолженность выросла здесь более чем в 15(!) раз. Но Куртамышский район, при этом, – лидер по числу созданных постоянных рабочих мест. Темп роста здесь 237,14 %. Частоозерский район по этому показателю последний – 17, 17 %. По продвижению приоритетных проектов лидер – Целинный район, выполнивший план на 95,2 %. Хуже всего дела по этим вопросам в Петуховском районе, где этот план исполнен на 10,7 %. Все эти районы не попали ни в лидеры сводного рейтинга, ни в аутсайдеры. Местные эксперты приходят к мысли, что главы муниципалитетов по большому счету мало могут повлиять на ситуацию. Основной источник доходов бюджета – НДФЛ. Он растет за счет повышения зарплаты бюджетникам. Есть еще налог на имущество и земельный налог, но если недвижимость не регистрируют и не ведут с ней операций, это не дает дохода, и возникает сомнения в стимулах, которые преследует такой рейтинг. Кроме крупной премии главе муниципалитета – от 250 до 100 тысяч рублей – других нет. Как отметил первый заместитель начальника облфинуправления Константин Ермаков, «один район проводит оптимизацию, сокращает кредиторку, другой может ничего не делать, но мы обязаны всем выплатить заработную плату». «Губернатор отвечает за это. Спрос за регион с него. Федерация может нам выкручивать руки, а мы муниципалам – нет», – подчеркнул он. Если отдать часть налогов на места, говорят финансисты, Курган вытянет себе большую часть доходов, и районам достанется меньше. Поэтому рейтинг никак не повлияет на отношения бюджета области и бюджетов городов и районов. При подготовке к 2019 году его показатели не учитываются. Регион обязан выполнять майские указы президента и стремится более или менее равномерно распределять доходы по территориям. «Мы пойдем к губернатору» Рейтинг-2017 критически оценили как участники призовой десятки, так и аутсайдеры. Владимир Кизеров, глава Мокроусовского района ( 24 место ) решительно критиковал критерии оценки. «Работа в области социальной политики, ЖКХ и других сферах не учитывается. Число критериев такого рейтинга надо увеличивать и брать оценку всех полномочий, которые имеет глава района. А то два показателя и ты первый. А тридцать других ? Мы сегодня первые закончили посевную в области. А тот, кто занимал первое, сеет последним. И качество этого рейтинга вызывает сомнение», – отметил он. Но и глава Варгашинского района (2 место), и председатель Ассоциации глав муниципалитетов Курганской области Валерий Яковлев отметил, что «рейтинг не совсем правильный и мы намерены обсудить все это у губернатора. Пойдем к нему». Кетовский район, крупнейший по населению в Зауралье и активно развивающийся, по мнению депутатов областного парламента, попал в последние строчки по внеэкономическим мотивам. Уголовное дело против экс-главы района Александра Носкова, осужденного за взятки, серия судов против глав сельсоветов расстроила районную управленческую вертикаль и в итоге повлияла на результат. А глава Архипов попал в рейтинг чисто номинально, – он вступил в должность в январе этого года. В Далматовском районе (23 место) только что заключено соглашение о создании ТОСЭР в райцентре. И это отличие территории со стороны Минэкономразвития РФ вроде бы никак не стыкуется с региональным рейтингом, говорят некоторые наблюдатели. Заместитель председателя Курганской областной думы Евгений Кафеев считает, что ситуация в любом муниципалитете зависит от двух факторов – наличия производства и грамотного управления. «В Половинском районе молодой и энергичный глава Армэн Хачатурян, но из серьезных сельхозпроизводств осталось только ЗАО «Степное». И тут, как ни крути, район автоматически становится в низ таблицы», – отметил он. «Нужен комплексный анализ и обсуждение при проектировках бюджета районов на 2019 год. Пока же объекты в заявках районов на строительство иногда сомнительны: нужно ремонтировать школу, а у нее крыша течет», – уточнил депутат. По его мнению, рейтинг никак не учитывает работу управленцев в районах по энергосбережению и затратам на топливно-энергетические ресурсы, а это сотни миллионов рублей из областного бюджета, – никто за это не отвечает. Председатель аграрного комитета заксобрания Владимир Остапенко убежден, что в составлении рейтинга должны участвовать все департаменты правительства, а не три ведомства, как сейчас – облфин, управление по труду и департамент экономического развития. «Департамента АПК не привлекают, а ведь в селе идет строительство дорог, коммунальных сетей, спортплощадок. А пока некоторые руководители понимают, что шансов выбиться в лидеры нет», – подчеркнул он. Рейтинг по указке сверху Рейтинг-2017 встроен в систему оценок Минэкономразвития РФ. Оно несколько раз резко меняло критерии, которые использовались ранее, отметил начальник управления внутренней политики правительства области Владимир Саблин. Сложившаяся система учета и отчетности формализует показатели и все это ушло в департамент экономического развития. Если разработать новую комплексную систему оценок, она неизбежно войдет в конфликт с существующей. Выхода два: либо ставить вопрос перед федеральными органами о ревизии их показателей, либо создавать региональную модель учета эффективности управленцев в регионе. Важно продумать, как замерить авторитет главы района.Оценить социально-экономическое положение муниципалитета. При этом, по мнению части экспертов, настоящие аутсайдеры – это совершенно другие муниципальные команды. В департаменте экономического развития намерены анализировать эту ситуацию во втором полугодии. «Все предложения глав районов обязательно рассмотрим», – пообещал директор департамента Сергей Чебыкин. Отметим, что команда Кокорина объявила призыв кандидатов в систему управления регионом. Правда, перспективы этого проекта пока туманны, а реальные руководители 26 городов и районов уже сегодня требуют понятной модели объективной оценки собственного труда. Фото:Old.zauralonline.ru

«Губернатор отвечает за это. Спрос за регион с него». ТОП-5 неэффективных глав муниципалитетов Зауралья
© РИА "ФедералПресс"