Подмосковные наукограды получат возможность государственного финансирования своего развития
Мособлдума на своем 55‐м заседании рассмотрела законодательную инициативу по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатива направлена на расширение полномочий муниципальных образований, наделенных статусом «наукоград», и возможностью госфинансирования их развития. Кроме того, инициатива позволяет устранить пробелы в законодательстве, регулирующем сам статус наукограда. Вячеслав Крымов, председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной думы, пояснил, что правовое регулирование статуса наукоградов осуществляется не только федеральными законами, но также конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. При этом в Законе не конкретизированы пределы правового регулирования, которые могут быть осуществлены законом субъекта Российской Федерации, в том числе не отражены меры государственной поддержки, которые могут быть оказаны органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении наукоградов, находящихся на его территории. Статус наукограда предполагает, в том числе, особенности осуществления местного самоуправления на его территории. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присутствует статья «Особенности организации местного самоуправления в наукоградах», отсылающая к иному Федеральному закону. По словам Вячеслава Крымова, можно предположить, что речь идет о Федеральном законе от «О статусе наукограда Российской Федерации», но в нем нормы, регулирующие организацию местного самоуправления отсутствуют. Но такие задачи, как создание условий для привлечения высококвалифицированной рабочей силы для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда, создание условий для развития системы профессионального образования на территории наукограда, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда, обеспечение условий для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры на территории наукограда, — это все должны решать органы местного самоуправления, а они не имеют на это достаточных юридических оснований и источников финансирования. Законопроектом законопроектом предлагается устранить пробелы в законодательстве, установив связи между Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О статусе наукогорада Российской Федерации». Кроме того, предусмотреть возможность оказания государственной поддержки наукоградов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за счет изменения нормативов стоимости бюджетных услуг. А также расширить перечень вопросов местного значения для городских округов, наделенных статусом наукограда. Источник фото: Московская областная Дума В частности, статью 8 Федерального закона «О статусе наукогорада Российской Федерации предлагается дополнить. В целях государственной поддержки наукоградов органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится наукоград: • устанавливают нормативы потребности в объектах социальной инфраструктуры и нормативы стоимости предоставления муниципальных услуг для наукоградов, отличные от других муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда; • разрабатывают и утверждают государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по развитию наукоградов; • согласовывают стратегию социально-экономического развития наукограда, а также план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; • способствуют созданию и развитию на территории наукоградов образовательных организаций высшего, среднего и дополнительного образования в соответствии с направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющимися приоритетными для наукограда; • предусматривают в процессе составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации средства для решения вопросов местного значения наукограда В статье «Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда» к вопросам местного значения наукограда отнести следующие вопросы: • вопросы местного значения, указанные в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; • разработка, утверждение, реализация и корректировка стратегии социально-экономического развития наукограда, содержащей способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития наукограда; • разработка и реализация плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда; • строительство (создание) и содержание жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда; • использование находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда; • участие в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается; • участие в создании условий для формирования и развития научно-производственного комплекса, расположенного на территории наукограда; • участие в создании условий для увеличения производства (выпуска) и реализации инновационной продукции; • создание условий для развития системы профессионального образования на территории наукограда, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда; • участие в создании условий для привлечения высококвалифицированной рабочей силы для организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса наукограда; • участие в обеспечении условий для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры на территории наукограда; • участие в популяризации результатов научно-производственного комплекса наукограда; • участие в популяризации достижений научной и инновационной деятельности, созданных на территории наукограда Кроме того, рекомендуется разрешить в целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органам местного самоуправления создание научно-технического совета наукограда.